Красный путь
Красный путь

Карл Маркс и русские революционеры

В годы молодого Маркса Россия была единственной страной в Европе, где еще господствовало крепостное право. В России правили самодержавные монархи, поддерживавшие реакционные режимы за рубежом, процветала жестокая рекрутчина, армия подавляла освободительные движения как в самой России, так и за ее пределами. И хотя в карательных действиях против революций в Испании и Италии проявили себя и Франция, и Австрия, именно Россия заслужила репутацию «жандарма Европы». Естественно, молодой, вольнолюбивый Маркс с его воззрениями, направленными на осуществление справедливого общества, не мог не выступить против российской реакции, с полным основанием видя в ней тормоз для общественного развития всей Европы.

Пророк грандиознейшей революции

Обычно после буржуазных революций феодальный класс если не упразднялся, то существенно ослаблялся, в России же он сохранился. Реформы 1860 – 1870-х годов, которые многие наши современники пытаются подать как великие, не сыграли роли буржуазной революции, и поэтому вполне справедливы были высказывания ряда авторов прошлого о том, что 1861 год породил 1905-й, а 1905-й – 1917-й. Причины трех русских революций начала ХХ столетия нельзя не видеть в ограниченных условиях крестьянской реформы 1861 года.

Еще в начале 1870 года Маркс писал, что пришел к «глубокому убеждению: в России неизбежна и близка грандиознейшая социальная революция». Интересно не только то, что Маркс предвидел грандиознейшую революцию, но и то, что он был в этом глубоко убежден. И это убеждение не было порождением каких-то сиюминутных настроений, оно строилось на хорошем знании России. Не полагаясь только на сведения западной печати, Маркс уже в возрасте более 50 лет приступил к изучению русского языка и освоил его в такой степени, что мог свободно читать сочинения русских авторов.

Вообще, о России Маркс писал неоднократно, оставив о ней и специальные работы. В конце 1858 года он написал три статьи, которые были прямо посвящены ситуации в тогдашней России и вышли в «Нью-Йорк дейли трибюн». Одна из них была передовицей, а две другие посвящены освобождению крестьян в России. Статьи убедительно свидетельствовали о большом внимании, которое уделял России Карл Маркс, хорошо понимавший, что происходит в этой стране. А ведь до реформы еще было почти три года. Маркс прекрасно понял, что помещичье дворянство было против освобождения крестьян и все сделает для сохранения своих привилегий.

Маркс неоднократно писал о России. Часть его материалов была опубликована, часть при его жизни не доходила до читателей. Среди них – его письмо в редакцию русских «Отечественных записок», которое он так и не послал по назначению. Его обнаружил Ф. Энгельс, разбирая бумаги своего соратника уже после его кончины. Письмо было опубликовано в 1886 году, а в России ходило по рукам в рукописном виде. Один из тогдашних читателей этого письма, известный писатель Глеб Успенский, в своей статье 1888 года под названием «Горький упрек» подчеркивал: «Несколькими строками, написанными так, как написана каждая строка в его «Капитале», то есть с безукоризненной точностью и беспристрастием, К. Маркс осветил весь ход нашей экономической жизни начиная с 1861 года». Письмо имело большой резонанс среди русских общественных деятелей и позже было прокомментировано молодым В.И. Лениным.

В 70-х годах XIX века Маркс полагал, что две страны мира особенно заслуживают пристального внимания. Это Соединенные Штаты Америки – страна бурного развития капитализма – и Россия с ее 100-миллионным населением, где он видел сильное революционное движение.

Маркс и Бакунин

Еще в 1840-е годы К. Маркс познакомился и довольно часто общался с рядом русских людей. К ним относились М.А. Бакунин, Н.И. Сазонов, П.В. Анненков, В.П. Боткин, Г.М. Толстой, И.Г. Головин и другие. Бакунин выехал за границу в 1840 году и через несколько лет перешел на положение политического эмигранта. В 1844 году из-за отказа вернуться в Россию он был лишен прав состояния и приговорен к жестокой мере наказания – каторжным работам.

В июле 1843 года в трех номерах газеты «Швейцарский республиканец» вышла
статья Бакунина под названием «Коммунизм». Это была первая статья о коммунизме, написанная русским политическим эмигрантом и, вообще, русским человеком.

Весной 1844 года Бакунин отправился в Бельгию, пробыв несколько дней в Париже. Именно тогда состоялось его знакомство с Карлом Марксом. Как ни странно, знакомство это было организовано через казанского помещика Г.М. Толстого, уже хорошо знакомого с Марксом и заявившего себя его последователем. Имеются свидетельства очевидцев о том, что Толстой был с Марксом «в самых дружеских отношениях». Как отмечается в литературе, помещик был демократически настроен и имел связи в революционных кругах.

29 ноября 1847 года в Париже, на полуторатысячном митинге по случаю очередной годовщины польского восстания 1830 – 1831 годов, М. Бакунин произнес речь, которая явилась его первым крупным публичным выступлением, вскоре опубликованным на французском, немецком и чешском языках. В этой речи Бакунин одним из первых заявил о существовании второй России. Пожалуй, к тому времени выступление ни одного русского революционера не имело такой широкой огласки за рубежом, как эта довольно пространная речь Бакунина.

А далее следует активное участие Бакунина в революции 1848 года. Трудно назвать еще одного европейского революционера, который бы сыграл столь же активную роль в этой революции. Он проявил себя во время революционных событий во Франции. Далее он направился в Германию и Чехию, где принял участие в местных революционных событиях до такой степени, что его даже называли руководителем Пражского восстания 12–17 июня 1848 года. Потом он возвращается в Германию и в Берлине вновь встречается с К. Марксом.

Попав далее в Дрезден, он по существу становится руководителем известного Дрезденского восстания. Его роль в этом восстании была столь значительна, что
Ф. Энгельс в 1851 году в своей «Революции и контрреволюции в Германии» подчеркивал, что восставшие в Дрездене «нашли способного и хладнокровного командира в лице русского эмигранта Бакунина». Маркс также имел довольно полную информацию об участии Бакунина в революционных событиях 1848 года. Позитивно он оценивал и его руководящую роль в Дрезденском восстании.

Саксонские власти приговорили Бакунина к смертной казни, замененной затем пожизненным заключением. Но вскоре он был передан Австрии, где его вновь приговорили к смертной казни, а затем, в мае 1851 года, передали русским властям. Вплоть до 1861 года Бакунин не имел возможности участвовать в европейском революционном движении. Но в этом же году ему удалось бежать из заключения, и он вновь окунулся в европейские дела. Он восстанавливает связи с К. Марксом. Но затем отношения между ними ухудшаются.

Особенно они стали напряженными в рамках Первого Интернационала. Противоречия между Марксом и Бакуниным во многом привели к его расколу. Бакунин становится одним из лидеров революционного анархизма, но отнюдь не отказавшимся от идей социализма. И нельзя забывать, что именно Бакунин в 1869 году издал в Женеве в собственном переводе «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса.

 

Притянуты магнитом гения

Следующим русским революционером, знакомым с Марксом, был Н.И. Сазонов, некогда входивший в кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева, созданный в Московском университете. Он развернул довольно интенсивную международную деятельность в 1840-х годах. Когда-то Сазонова называли «первым русским марксистом», «убежденным последователем К. Маркса».

Дальнейшие исследования показали, что Н. Сазонова причислять к марксистам никак нельзя, но факт остается фактом: на рубеже 1840 – 1850-х годов Н. Сазонов поддерживал с К. Марксом непосредственные связи. Совместное участие в демонстрации 1 июля 1849 года в защиту Римской республики сблизило Маркса и Сазонова и способствовало налаживанию определенного сотрудничества между ними. Известно, что Сазонов переводил на французский язык «Манифест Коммунистической партии» и даже, когда отошел от активной революционной деятельности, выступил в защиту К. Маркса.

Еще одним русским революционером, с которым К. Маркс познакомился в 1840-х годах, был бывший сотрудник российского министерства иностранных дел И.Г. Головин, ставший политическим эмигрантом в 1843 году. Он оставил богатое литературное наследство. Среди его сочинений заслуживают внимания издания по проблемам политической экономии и, в частности, его книга «Дух политической экономии», вышедшая в Париже в 1843 году. Широко был известен изданный им в 1849 году «Катехизис русского народа», где Головин доказывал неизбежность будущей русской революции, в которой, по его мнению, примут участие различные слои населения. Как он писал, революция начнется в городах, а затем распространится на всю Россию. Автор «Катехизиса» заявил о себе как сторонник насильственного свержения царизма, упразднения крепостного права и создания республики по типу Новгородской, где все будут равны, а руководство будет избираться посредством всеобщего голосования. Он был сторонником избрания думы, которая будет состоять не из надворных, а из народных советников.

Впоследствии он проделает эволюцию вправо, а Маркс и Герцен подвергнут его взгляды острой критике.

Среди русских знакомых Маркса были не только деятели революционного движения. Одним из них был
П.В. Анненков. Не революционер, но человек прогрессивных взглядов. Он был богатым симбирским помещиком, имел достаточно средств для своих многочисленных поездок, более того, оказывал материальную помощь и другим русским людям, жившим за рубежом. Анненков был весьма образованным человеком. Он обучался в Горном корпусе, а также в Петербургском университете, некоторое время служил по финансовой части. Был известен близкими связями с Н.В. Гоголем. Эта близость была такова, что именно Анненкову Гоголь продиктовал первые шесть глав «Мертвых душ», которые он, Анненков, затем переписывал.

Известно большое письмо Маркса Анненкову от 28 декабря 1846 года, где Маркс характеризует основные положения исторического материализма. В своих воспоминаниях о Марксе, впервые опубликованных под названием «Замечательное десятилетие» в «Вестнике Европы» за 1880 год, русский путешественник писал: «Маркс представлял из себя тип человека, сложенного из энергии, воли и несокрушимого убеждения, – тип, крайне замечательный и по внешности… Предо мной стояла олицетворенная фигура демократического диктатора, как она могла рисоваться воображению в часы фантазии. Контраст с недавно покинутыми типами на Руси был наирешительный».

Маркс и революционные демократы

Довольно сложные отношения сложились у К. Маркса с А.И. Герценом. Хорошо известно, что Маркс читал многие произведения Герцена, одного из самых видных публицистов Европы того времени, его сочинения публиковались за рубежом на нескольких языках. Маркс ознакомился с прокламацией «Юрьев день! Юрьев день!», отпечатанной в герценовской типографии в Лондоне. Когда началось польское восстание 1860-х годов, Маркс просил Энгельса следить по «Колоколу» за событиями в России. Маркс подчеркивал, что издателю «Колокола» предоставлена возможность «доказать свою революционную честность». Он относился к воспоминаниям Герцена «Былое и думы» как к ценному источнику, читал их неоднократно и черпал в них сведения о ситуации в России. Известно также, что Маркс начал изучать русский язык по одной из книг Герцена.

Самым позитивным образом оценивал Маркс деятельность Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, с которыми он лично не был знаком. Знакомство с наследием этих двух русских революционеров-демократов шло постепенно, и чем дальше, тем более основательно. Много говорил о Чернышевском видный русский революционер Г.А. Лопатин, близко знакомый не только с Марксом, но и с его семьей. Сам Маркс говорил о Лопатине: «Немногих людей я так люблю и уважаю, как его».

Сведения о Чернышевском получил Маркс и от Е. Томановской, искренней последовательницы Чернышевского, а также от одного из лидеров революционного народничества – П.Л. Лаврова, ставшего политическим эмигрантом.

Уже достаточно хорошо ознакомившись с биографией Чернышевского, изучив ряд его сочинений, К. Маркс дает исключительно высокую оценку творчества Чернышевского как экономиста, великого ученого и критика. А когда создавалась Русская секция Первого Интернационала, в письме к ее организаторам Маркс подчеркивал: «Такие труды, как Флеровского и как вашего учителя Чернышевского, делают действительную честь России…»

Их сближал социализм

В начале 1870-х годов Маркс сближается еще с одним видным русским революционером. Им был бывший полковник русской армии, профессор математики, публицист, социолог, философ П.Л. Лавров, который возглавил одно из направлений революционного народничества, так и называвшегося – лавризм. В тогдашнем русском революционном движении лавризм противостоял двум другим революционным направлениям: бакунизму и ткачевизму. Между представителями этих направлений шла довольно острая полемика о путях развития России и методах революционной борьбы. Лавров был сторонником тщательной подготовки революции, основательного воспитания и образования революционных кадров. Он уже прошел через арест и ссылку, участвовал в Парижской коммуне 1871 года. В конце февраля 1871 года он подчеркивал в одном из своих писем: «Торопить в настоящем случае историю невозможно, надо только помогать словом и делом усилению организации и главное – распространению знаний. Главная ошибка наших знаменитостей эмиграции в том, что они торопят, как будто дело шло о политическом перевороте».

С Марксом Лавров познакомился на заседаниях Первого Интернационала. А вскоре между ними устанавливаются теплые, дружеские отношения. Сохранилось письмо Маркса Лаврову от 12 июля 1871 года, в котором Маркс приглашает его к себе домой на обед: «Дорогой друг! Не будете ли Вы так добры прийти к нам пообедать в ближайшее воскресенье в 5 часов вечера? Вы встретите у нас некоторых из наших парижских друзей. С братским приветом К. Маркс». Маркс был очень щепетилен в выборе друзей, и то, что он выделил Лаврова, говорит о многом. Во время того обеда речь шла о помощи парижским коммунарам, в которой Лавров сыграл определенную роль. Несколько позднее, в 1876 году, в период Восточного кризиса 1870-х годов, Лавров публикует обширную статью под названием «Русские перед южнославянским вопросом». На эту статью немедленно откликнулся К. Маркс, писавший Лаврову: «Поздравляю Вас с Вашей передовой статьей в последнем номере «Вперед!» о панславистском лиризме в России. Это не только шедевр, но прежде всего акт большого морального мужества».

Лавров переписывался с Марксом, неоднократно с ним встречался, работал в рамках Интернационала. Но это не избавляло от полемики. Когда в рамках Интернационала разгорелась борьба между марксистами и бакунистами, Лавров не стал конфликтовать с Бакуниным, и на время это отразилось на его взаимоотношениях с Марксом. На время они даже обострились. Но затем они вновь наладились. Лавров помог
Г.В. Плеханову в осуществлении нового перевода на русский язык «Манифеста Коммунистической партии» Маркса и Энгельса.

Предисловие, ставшее знаменитым, было написано именно Марксом. После появления русского перевода «Манифеста» один его экземпляр Лавров послал Марксу, а другой – Энгельсу.

15 марта 1883 года Элеонора Маркс сообщила о смерти своего отца. Лавров немедленно написал соболезнование от имени русских революционеров и передал его зятю Маркса Полю Лафаргу, который отправился на похороны из Парижа в Лондон. В день похорон Маркса, 17 марта, на Хайгейтском кладбище было зачитано соболезнование, составленное Лавровым на французском языке:

«От имени всех русских социалистов шлю последний прощальный привет самому выдающемуся из всех социалистов нашего времени. Угас один из величайших умов; умер один из энергичнейших борцов против эксплуататоров пролетариата. Русские социалисты склоняются над могилой человека, сочувствовавшего их стремлениям во всех превратностях их страшной борьбы, борьбы, которую они продолжают и будут продолжать, пока не восторжествуют окончательно принципы социальной революции. Русский язык был первым, на котором появился перевод «Капитала», этого евангелия современного социализма. Студенты русских университетов были первыми, кому довелось услышать сочувственное изложение теорий могучего мыслителя, которого мы теперь потеряли…».

Через посредство русских революционеров Маркс черпал сведения о положении в России, популяризировал среди них свои сочинения. Сам Маркс, например, в письме к Ф. Зорге пророчески заметил еще в 1877 году: «Революция начнется на этот раз на Востоке, бывшем до сих пор нетронутой цитаделью и резервной армией контрреволюции». Русские революционеры сыграли решающую роль в распространении марксизма в России. Уже в начале ХХ века марксистское направление в русском общественном движении становится господствующим.

Владислав ГРОСУЛ.

Доктор исторических наук, профессор,

лауреат премии Ленинского комсомола,

почетный работник науки и техники РФ.

(Из статьи в газете «Правда», №42).

Мыслитель, сумевший творчески развить марксизм и разработать гениально-новаторские идеи, – Владимир Ильич Ленин

С ранней молодости Ленин был убежденным марксистом. Величайшей заслугой Ленина перед международным рабочим классом стало создание первой в мире пролетарской партии нового типа, ставшей образцом для марксистов других стран.

Идеи Ленина – это не оторванные от жизни мудрствования. В их основе лежат два стремления: понять истинные интересы трудящихся и воплотить их в жизнь.

Близость Ленина к трудящимся и истинно марксистское понимание объективных законов развития общества предопределили его оптимизм и убежденность в победе революции. Эту убежденность он сохранял в самые сложные для партии годы. Даже после поражения революции 1905 – 1907 годов Ленин остается полон революционной энергии.

Другим следствием ленинской чуткости к общественной жизни стало отсутствие догматизма, протест против шаблонного применения старых формул. Вслед за Марксом и Энгельсом он любил подчеркивать: «Марксизм – не догма, а руководство к действию». Именно он вооружил партию теорией империализма как высшей стадии капитализма. Он доказал наступление эпохи войн и пролетарских революций, обосновал идею о возможности победы социализма первоначально в одной стране.

Другим примером диалектического отношения к марксизму стали «Апрельские тезисы». Не боясь пойти против мнения многих товарищей, Ленин смело и убедительно отстаивает необходимость незамедлительного перехода к новому – социалистическому этапу революции.

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех