Основные результаты реализации государственной политики в области образования и науки за 2017 год и задачи на ближайший период обсудили в Минобрнауки. Главный доклад сделала министр образования и науки Ольга Васильева. Показатели, над которыми в пору плакать, преподносятся как достижения.
ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ динамику усмотрели чиновники в финансировании образования, отметив, что доля расходов на образование от общего объема средств федерального бюджета в текущем году возрастает по сравнению с прошлым. Если в 2017 году на эти цели тратилось 3,56% ВВП, то в нынешнем планируется 4,01% (соответственно 595 млрд и 663,6 млрд рублей). На первый взгляд – и, правда, неплохо. А если посчитать? Рост всего-то на 0,45%, это притом что Минэкономразвития планирует рост инфляции в 2018 году в 4%! Где же реальное увеличение расходов на образование?
Далее отмечается, что в целом возросли объемы финансирования всех уровней образования: например, если на дошкольную отрасль в минувшем году тратилось 28,5 млрд рублей, то в нынешнем – 29,7 млрд, на дополнительное образование детей – соответственно 17,4 млрд и 18,5 млрд рублей. При огромных нуждах в названных сферах такое увеличение (примерно в 1,1 млрд руб.) трудно назвать высоким результатом.
В докладе указано: по данным на 1 января 2018 года, охвачены дошкольным образованием 100% детей от 3 до 7 лет в 72 субъектах РФ. В шести субъектах этот показатель составляет 97–99%, и только в семи регионах он меньше 95%. Постепенно начала осуществляться программа устройства в дошкольные учреждения детей от 2 месяцев до 3 лет. Для этой категории в прошедшем году было создано более 100 тыс. мест – не только в государственных и муниципальных детских садах, но и в частных, семейных, а также в отделениях при колледжах и вузах.
ЧТО ЖЕ говорит омская статистика? По официальным данным сайта департамента образования, на 1 марта 2017 года общее количество детей в возрасте до 7 лет, зарегистрированных в книге учета будущих воспитанников бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Омска, составляло около 41 225, при этом большую часть (29 394) – дети в возрасте до 2 лет, 16 500 детей в возрасте до 3 лет (2015 года рождения). Если учесть, что на 2017 года было запланировано строительство одного детсада (в Рябиновке), который до сих пор не достроен, то вряд ли показатели заметно улучшились. Причем в настоящее время в Омской области отсутствуют нормативно-правовые акты, закрепляющие выплату компенсации родителям (законным представителям) ребенка за непредоставление места в бюджетных дошкольных образовательных учреждениях. А ежемесячная плата в частных детсадах от 13 тысяч и более по карману лишь некоторым семьям. В дошкольное государственное учреждение для детей до трех лет в Омске – очереди не дождешься, и берут туда не с двух месяцев, как в красивом отчете, а минимум с 1,5 лет.
Согласно отчету министра, неплохо продвигаются дела и в сфере дополнительного образования детей. Так, в 2017 году посещали кружки и секции 69% подростков от 7 до 18 лет, к 2020 году данный показатель в соответствии с майскими указами президента должен достичь 75%. 124 тыс. детей получили сертификаты на освоение программ дополнительного образования, увеличился интерес подростков к научно-техническому творчеству и робототехнике.
Расшифруем эту часть отчета для читателя. Все прекрасные задачи формирования личности в системе дополнительного образования детей в школе перечеркиваются платностью этого образования. В России дополнительное образование не поддерживается конституционными гарантиями. Если у муниципалитета нет средств, то программы дополнительного образования просто не финансируются за счет бюджета. И предъявлять за это претензии некому: бесплатные занятия в кружках и секциях государством не гарантированы. О каких сертификатах для детей идет речь? В 2016 году в семи пилотных регионах России (Астраханская, Вологодская, Тульская области, Пермский край, республики Татарстан, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ) впервые ввели сертификаты на услуги дополнительного образования, этот документ позволяет детям, в основном из малообеспеченных и многодетных семей, бесплатно посещать любые кружки. Понятно, что 124 тыс. сертификатов – капля в море.
СЕРЬЕЗНУЮ тревогу у специалистов вызывает реализация приоритетного национального проекта «Создание современной образовательной среды для школьников», предусматривающей в том числе перевод к 2025 году 100% детей на односменный режим обучения и создание 6,5 млн новых мест в школах за счет строительства зданий и капремонта уже имеющихся. На эти цели в 2018 году запланировано только 25 млрд рублей. В ноябре прошлого года первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (фракция КПРФ) стал одним из инициаторов внесения поправки в федеральный бюджет с целью увеличения средств на реализацию этой программы еще на 25 млрд рублей. Однако поправка принята не была.
«В результате такого количества новых школ, которое планировалось при запуске данной программы, мы не увидим и близко, – констатировал Олег Смолин. – Если и дальше правительство будет действовать в таком же темпе, то выполнение программы растянется на 48 лет. За это время новые школы станут если не старыми, то, по крайней мере, пожилыми».
Добавим: в Омске в июне 2017 года были определены земельные участки, где планируется в срок до 2025 года построить 15 новых школ. Но пока мэрия с трудом изыскивает средства на строительство в 2018 году двух школ на окраине Омска: в микрорайоне «Амурский2» на 1000 мест и на улице Завертяева на 550 мест.
В докладе министра РФ отмечено, что лишь 22% зданий всех образовательных организаций приспособлены для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. И это на фоне растущих показателей охвата детей-инвалидов дошкольным образованием (около 90%) и дополнительным (40%).
А в сфере высшего образования и вовсе катастрофа с ремонтом зданий. По словам председателя комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслава Никонова, «сумма выставленных вузам штрафов за рушащиеся потолки и стены составила 54 млрд рублей». В то время как на капремонт храмам науки в прошлом году было выделено всего-то около 6 млрд рублей!
ОДНА из болевых тем – зарплата педагогов. Но сразу отметим, цифры, как это принято ныне, в докладе средние – далекие от реальных. И даже при этом, динамика роста учительской зарплаты отрицательная. В 2017 году средняя зарплата учителей снизилась в абсолютных значениях – до 29 тыс. рублей, и по отношению к средней по региону – 99,8%. Зарплата педагогов дошкольного образования с 2013 по 2017 годы колебалась от 94,9 до 94,5% от средней зарплаты учителей в регионах, но так и не достигла отметки в запланированные 100%, обозначенные в майских указах.
Председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова обратила внимание на «вопиющую», по ее словам, проблему: за последние полтора года в 11 территориях блокировали счета учителей за долги муниципалитетов и школ, и выплата зарплаты прекращалась. Учителя были вынуждены по каждому такому случаю подавать исковые заявления в суд и через приставов получать свои законные деньги.
Несмотря на мажорный тон отчета, педагоги страны в комментариях отмечают, что рубежи, установленные майскими указами президента, по-прежнему далеки.
Анна ЧАЛАЯ.