О путинских майских (2012 г.) указах
НЕДАВНО В. Путин с пафосом провозгласил: «Мы должны понять, в каком состоянии находятся наше государство, экономика, политическая, социальная сфера (??? – Ю.В.). Мы должны понять, какое место мы в этой связи занимаем в сегодняшнем мире (??? – Ю.В.). Мы должны четко понимать основные приоритеты мирового развития, тренды. Что будет делать ту или иную страну великой не с точки зрения даже наличия ядерного оружия, а с точки зрения качества жизни людей, с точки зрения перспектив самосохранения и развития на будущее».
Мне очень жаль страну, в которой я живу, если через 17 лет правления ее политический лидер В. Путин до сих пор никак не может понять, оценить «состояние экономики, социальной сферы», какое место Россия занимает в мире.
7 МАЯ 2012 года, в день своего вступления в должность главы государства, В. Путин подписал пакет так называемых майских указов, в основу которых легла его предвыборная программа. Указы затрагивают 11 направлений социально-экономической, оборонной и государственной политики и содержат 218 поручений в форме конкретных показателей, которых необходимо достичь.
Уже тогда, в мае 2012 года, у экономистов появились большие сомнения в том, что майские указы будут выполнены. Сразу после опубликования указов в то время замминистра экономики Андрей Клепач обосновал, что для выполнения всех указов российская экономика должна расти на 7 процентов в год, а для обещанного роста зарплат бюджетников – хотя бы на 4 процента.
Увы, экономическая жизнь после 2012 года оказалась много хуже ожиданий: ни 4процентного, ни тем более 7процентного роста ВВП и близко не было. Темп роста ВВП начиная с 2012 года не только хоть минимально не рос, а, напротив, начал падать и составил 1,4% в 2017 году.
Но, может быть, в экономике России случились какие-то чудеса, которые, несмотря на низкий рост ВВП, обеспечили выполнение майских указов президента и рост заработной платы бюджетников? Тем более в конце 2017 года В. Путин обобщил, что майские указы якобы были выполнены на 94%, оценив их исполнение как удовлетворительное.
К сожалению, анализ показывает, что 94% – цифра, явно взятая с потолка, которая крайне далека от реального положения дел.
I экономическое развитие
Первым майским указом президента В. Путина стал Указ №596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
А первым пунктом этого указа было создание и модернизация к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест. Идея очень хорошая. Правда, сложность в том, что В. Путин не сказал, как нужно определять и какие рабочие места считать высокопроизводительными. А поскольку задача была поставлена «красиво», но непрофессионально, популистски, не определены критерии «высокопроизводительности», то и задача оказалась «подвешенной» и не решенной до сих пор.
В 2013 году «высокопроизводительность» места стали определять по средней зарплате его работников: если она превышала средний по региону уровень, место становилось «высокопроизводительным». Большей глупости придумать вряд ли было можно.
Наиболее верно с теоретической точки зрения считать высокопроизводительные рабочие места исходя из их первоосновы – производительности труда. По официальным данным государственной статистики, на протяжении вот уже пяти лет в экономике страны идет не рост, а снижение производительности труда – этого важнейшего показателя эффективности экономики. Если это так, то о каких «высокопроизводительных» рабочих местах может идти речь, а тем более их росте? Профанация в чистом виде!
Вторым пунктом майского указа №596 было прописано увеличение объема инвестиций. И это абсолютно правильно: нет инвестиций в экономику – нет и развития.
Указом было определено, что инвестиции должны были составить не менее чем 25% ВВП к 2015 году и 27% к 2018му.
По данным Росстата, ни о каких 25% речи не шло уже с первого, 2012, года президентства В. Путина. Наоборот, их объем начал не расти, а падать. В 2014 году объем инвестиций упал на 1,5%, в 2015м – на 8,4%, что вернуло этот показатель на уровень 2008 года. По итогам 2017 года он едва превысил 20процентный уровень. Отставание от майского указа, как видно, весьма существенное.
Между тем за последние годы из России ушли сотни миллиардов долларов, которые могли быть инвестированы в реальный сектор экономики. Резко сократились и инвестиции в нашу страну иностранного капитала. Это является следствием социально-экономического кризиса в России, и вряд ли ситуация в ближайшие годы исправится без изменения социально-экономического курса.
Таким образом, из анализа выполнения майского указа №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» вывод таков: третий срок президентства В. Путина ознаменовался стагнацией, переросшей в кризис.
II
Социальная сфера
Вторым подписанным майским указом стал Указ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
1. Первым пунктом указа предполагалось увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза. Было море восторгов, когда люди прочитали этот пункт и надеялись на его выполнение.
По данным Росстата, общий рост с 2012 года составит не более 7%, но никак не в 1,4–1,5 раза. Это провал задумок президента в чистом виде!
2. Вторым крупным направлением Указа №597 было поручение по тем, кто занят в системе образования, врачам и научным сотрудникам: им предполагалось радикально поднять оплату труда до 2018 года до средней заработной платы в соответствующем регионе, а кому-то и до 100–200% от средней зарплаты в регионе проживания.
Прошло пять лет, а в жизни бюджетников если что-то и изменилось, то, к сожалению, не в лучшую сторону. Повышения зарплаты бюджетникам исполняются только в том случае, если врачи и учителя работают на 2–2,5 ставки.
Чтобы поднять зарплату бюджетникам до уровня президентских требований, по всей стране повально началась так называемая оптимизация сети бюджетных учреждений. Бездумный оптимизационный раж привел к сокращению персонала, благодаря которому и был обеспечен хоть какой-то рост оплаты труда. Но это повлияло на уровень безработицы и качество работы сотрудников бюджетного сектора, привело к перегрузке педагогических и медицинских работников, заставляя их работать на износ. Другими словами, исполнение майских указов в конечном счете бьет по простым гражданам.
3. Указом №597 предполагалось разработать до 1 октября 2012 г. проект долгосрочного развития пенсионной системы, определив в нем «меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования».
Результат: с 2014 года перечисленные средства в накопительную часть пенсий просто заморозили аж до 2020 года. Деньги, которые должны были идти на повышение пенсионных выплат, будут и дальше идти в общий котел – в Пенсионный фонд для текущей выплаты пенсионерам. Это в чистом виде обман будущих пенсионеров, ограбление народа и свидетельствует о полном банкротстве российского государства.
III
Следующими важными в пакете майских указов были Указ №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и близкий ему по духу Указ №606 «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации».
1. В указе были зафиксированы показатели снижения смертности от болезней системы кровообращения, от новообразований, от туберкулеза, от дорожно-транспортных происшествий, младенческой смертности.
Прежде всего, вызывает удивление, что первым параметром в указах по системе здравоохранения стала смертность, не заболеваемость по видам болезней, не меры по снижению заболеваемости, как будто смертность – это главное, что гарантирует отечественная система здравоохранения.
Так, было установлено, что к 2018 году смертность от болезней системы кровообращения должна быть не более 649,4 случая на 100 тыс. населения. По официальным данным, это достигнуто якобы было. Однако смертность от болезней системы кровообращения все еще высока. Согласно данным Московского научно-исследовательского онкологического института (МНИОИ) им. П.А. Герцена, в 2016 году от болезней органов кровообращения скончались 47,8% от всего количества зафиксированных смертей.
Возросла смертность и от других заболеваний: по причине онкологических заболеваний она составила 15,6%; еще 8,9% скончались в результате полученных травм и отравлений.
2. Уровень российской медицины в ходе проводимой «оптимизации» не повышается, а, наоборот, снижается. Следствием этого стал «демографический обвал», зафиксированный Росстатом в 2017м. В стране впервые за несколько лет сократилось население.
Далее. В указе было определено, что в 2017 году зарплаты медиков должны быть повышены до 200%, а младшему и среднему медперсоналу – до 100%. И вдруг в 2016 году, вопреки указу, было принято решение понизить промежуточные цели по зарплатам медиков, предусмотренное на среднесрочную перспективу. Так, вместо заложенного в указе повышения заработной платы врачам до 200% в 2017 году этот уровень снизили до 180%, а младшему и среднему персоналу вместо 100% до 80–90%. Представляете реакцию медиков и ее отражение на рядовых гражданах?!
3. Согласно майскому указу, правительство должно было разработать комплекс мер, направленных на поэтапное устранение дефицита медицинских кадров. К сожалению, дефицит стал еще больше. И это вполне объяснимо. Ведь надо было зарплату медперсоналу «поднять», вот и решили сократить численность и не менять фонд оплаты труда. Абсурд!
4. В Указе №606, касающемся демографии, предполагалось обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в РФ до 74 лет. Этот показатель при нынешнем курсе «реформ» не будет выполнен еще долго-долго.
Сегодня средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (для обоих полов) в России составляет 66,3 года. Это ниже средней ожидаемой продолжительности жизни в мире, которая, по данным отдела народонаселения департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, находится на уровне около 71 года.
IV
Весьма неудовлетворительно, к сожалению, выполняются Указы №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Наука во всех странах – это зона финансовой ответственности государства. В номинальном выражении финансирование науки в 2017 году не только не соответствует показателям, заложенным в майском указе, но откатилось в 2012 год, а если учесть инфляцию, то выделенная сумма стала минимальной за 6 лет. И если, как сейчас в России, доля ВВП страны, которая направляется на проведение фундаментальных исследований, в полтора-два раза ниже, чем в Венгрии, Греции, Польше и Португалии, не говоря о более развитых странах, то говорить про какие-то лидирующие позиции – значит, сознательно пускать пыль в глаза.
Что касается жилья и ЖКХ, то обещанного уровня ипотечного кредитования, заложенного в майском указе, не достигнуто, равно как и остальные положения программы остались лишь рекомендациями.
Значительное количество аварийного жилищного фонда было сокращено, к сожалению, на бумаге за счет отмены ранее принятых решений о признании многоквартирных домов аварийными.
В Указе №600 предполагалось, что в 2018 году будут созданы «для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет», а до 2020 года смогут обеспечить «предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия». Может быть, кто-то верит в выполнимость этих маниловских положений?
***
В. Путин заявил: «…мы должны обеспечить такой рывок в развитии страны… придать такую динамику, чтобы после того как эти шесть лет пройдут, – даже если в жизни страны наступят какие-то сбои, какие-то сложности, какие-то непредвиденные обстоятельства… Но чтобы набранный темп, инерция движения были такими мощными, чтобы Россия все равно шла вперед. Вот это – сверхзадача! Еще раз повторюсь: здравоохранение, образование, наука, высокие технологии. Инфраструктура обязательно. Вот это все – для рывка вперед. Вот это – сверхзадача!».
Такую же сверхзадачу ставил
В. Путин, представляя свою предвыборную программу и раньше, на третий президентский срок. Исходя из анализа успешного «выполнения» шестилетней программы
В. Путина, а также принимая во внимание, что за 17летний период пребывания его на высшем политическом олимпе у него сформировалось чувство любви к России, чувство патриотизма, Владимир Владимирович мог бы проявить политическую волю и добровольно отказаться баллотироваться на новый шестилетний срок президентства.
Юрий ВОРОНИН,
доктор экономических наук,
профессор, аудитор
Счетной палаты РФ.
(Полный текст – «Советская Россия», №20.)