(Окончание, начало в №6, 7)
В мае прошлого года мы опубликовали серию материалов о состоянии ЖКХ, последний из которых назывался «У красной черты – дальше отступать некуда». Председатель Омского областного Общества потребителей в сфере жилищно-коммунального комплекса Александр Лихачев продолжает рассказ о том, что изменилось за прошедший год.
5. ОПЛАТА ОТОПЛЕНИЯ ПО 1/12 ВЕСЬ ГОД, ВКЛЮЧАЯ ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
(виновник – губернатор Омской области)
Всем запомнился запрет Д. Медведева на лампочки Ильича в 2009 году. Но в том Законе №261 были и другие, более важные, статьи, одна из них – всем потребителям до 1 июля 2013 года установить общедомовые и квартирные приборы учета, а иначе – повышающие коэффициенты. В статье 13 Закона логично записано, что с момента введения в эксплуатацию прибора учета расчеты за ресурсы производятся по их показателям.
Многие поверили в это и поставили приборы учета (хотя я с самого начала говорил: буржуям верить нельзя – все равно обманут). Кто не в теме: общедомовой прибор учета на отопление стоит 230 тысяч рублей, а автоматический – 800 тысяч рублей. Люди собирали последние крохи, надеясь на экономию. И что? Сначала выпустили федеральные правила №354, что поквартирные приборы учета отопления не учитывать вообще (там указана издевательская норма о том, что такие приборы учитываются только в том случае, если во всем доме все приборы исправны, чего в реальной жизни не бывает).
В прошлом году разрушилась и вся схема расчетов, действовавшая по поручению В.И. Назарова, когда решало общее собрание: кого устраивало – рассчитывался по 1/12 весь год, а кто не хотел переплачивать – сдавал протокол собрания и платил по счетчику. Но один областной чиновник среднего уровня вдруг решил, что рассчитываться по счетчику незаконно.
Напоминаю для понимания, что расчет по 1/12 невыгоден для потребителя по четырем основным причинам:
в период с мая по сентябрь потребитель авансирует поставщика услуг в условиях инфляции (хотя по ст. 155 ЖК РФ оплачивать положено по факту в следующем месяце);
проверка правильности расчета затруднена или вовсе невозможна, так как это можно сделать только в январе будущего года, и нужно иметь помесячные расчеты за все 12 месяцев (а если человек, например, въехал в дом в марте?);
поскольку перерасчет делается в январе следующего года, при выезде человека или его смерти в течение года он дарит деньги ресурсоснабжающий оргшанизации;
если поставщик тепла обанкротится, перерасчета не будет (именно это произошло в Омском районе).
Ясно, оплата по факту снижает доходы ресурсоснабжающих организаций, потому они нашли общий язык с областными чиновниками, и ни прежний руководитель области, ни А.Л. Бурков не стали на защиту интересов омичей.
Вы будете и дальше терпеть и платить тепловикам не заработанные ими деньги!?
6. Взимание платы за ОДН в домах, где нет водоразборных устройств в подъездах, и повышающие коэффициенты в «судебных домах» (виновник – правительство Омской области)
15 августа 2012 года РЭК приняла завышенные нормативы ОДН на горячую и холодную воду, которые нам пришлось оспаривать вплоть до Верховного суда РФ. Однако общая тенденция последних пяти лет с того времени – наступление крупной буржуазии, которой принадлежат предприятия-поставщики ресурсов, при помощи коррумпированных или просто некомпетентных чиновников на права потребителей – не изменилось. Кстати, напомню, тогда у жильцов сперли 230 миллионов рублей – именно столько составил перерасчет после решения Верховного суда.
Наступление на нас идет по многим направлениям. Помните, вдруг два года назад сказали, что горячую воду считали прогретой до 55 градусов, а надо до 60 и т.п. Расскажем только о двух способах Остапа Бендера по отъему наших денежек.
Во-первых, это взимание платы за ОДН по горячей и холодной воде в домах, где нет технической возможности использования данных ресурсов. Дело в том, что по постановлению Правительства РФ №306 (п. 4.1) учитывается «оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами». Аналогично в
п. 11 Правил содержания общего имущества (постановление Правительства РФ №491) сказано, что ОДН берется «при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможности такого потребления». Согласно п. 27 приложения №1 к данному постановлению, для расчета норматива берется площадь подъездов. И поскольку в домах постройки до 2002 года в подъездах нигде водоразборных кранов нет – брать ОДН права не имеют, но берут!? Хотя в ряде других субъектов губернаторы это запретили.
Вот сообщение пресс-службы губернатора Карелии от 20 декабря.
«С 1 января 2018 года жильцы домов, где отсутствует техническая возможность забора воды, не будут платить за потребление воды на общедомовые нужды.
Такое решение было принято созданной по поручению главы Карелии рабочей группой по реализации возможности регулирования принятых 31 мая 2017 года в регионе нормативов потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод для содержания общего имущества многоквартирного дома. Рабочую группу возглавил руководитель минстроя республики Олег Ермолаев.
Таким образом, разрешилась проблема большого количества домов, где в общих помещениях не предусмотрены точки водоразбора, краны для использования воды на мытье подъездов, лестничных клеток.
Изменения, которые позволят отразить реальные затраты на содержание общедомового имущества, вступят в силу с 1 января 2018 года. Чтобы механизм заработал, управляющим компаниям необходимо составить акты об отсутствии технической возможности забора воды в многоквартирных домах.
«Наша задача – максимально защитить права и интересы граждан при практической реализации нового порядка взимания платы за общедомовые нужды, – пояснил это решение Олег Ермолаев. – Ведь зачастую, исправно оплачивая квитанцию за жилищно-коммунальные услуги, в том числе и уборку подъездов, лестниц, жители обеспечивают уборщицу теплой водой из своей квартиры. Население не должно платить дважды».
У меня теперь простой вопрос. Там сидит губернатор – и у нас губернатор, там министр, начальник ГЖИ, председатель РЭК – и у нас те же при тех же зарплатах. Почему те заботятся о людях, а наши – только о буржуях?
Как вы – не знаю, а я этого терпеть больше не собираюсь. В этом месяце сделаю эксперимент – оформлю в своем доме 1935 года рождения соответствующий акт и попробую его представить в ресурсоснабжающие предприятия, раз областное правительство потребителей защищать не хочет. И войдем в суды, если придется. Кстати, посмотрел: в Карелии нормативы по ОДН на воду в два раза меньше омских – там что, меньше воды пьют?
То же самое касается применения повышающих коэффициентов по индивидуальным приборам учета ресурсов для домов, в которых не выполнен капремонт по суду.
Повышающий коэффициент 1,5 введен для домов и квартир без приборов учета. Однако в ч. 1 ст. 13 Закона №261 имеется исключение – для «объектов, подлежащих капитальному ремонту до 1 января 2013 года. В Омске таковых «судебных» домов с судебными решениями – 645. Здешним жильцам незаконно ставили повышающие коэффициенты, пока мы не поставили этот вопрос на встрече членов Общества потребителей с губернатором – только тогда прекратили. А вот на квартирное потребление незаконно применяют повышающие коэффициенты до сих пор, хотя, например, в Хакасии прокуратура оспорила данные действия и заставила считать по закону: нет технической возможности, так как не было ремонта – нет повышающего коэффициента.
7. Невозможность обеспечения температурного режима в квартирах ввиду отсутствия у жильцов и УК необходимых теплотехнических расчетов
(виновник – правительство Омской области)
Зимой в почте губернатора (да, наверное, у любого другого руководителя), как и в прессе, едва ли не четверть занимают письма о холоде в квартирах. Не хотел бы упрощать – иногда виновен сам жилец, не утепливший окна. Или сосед, незаконно выстроивший самовольную лоджию или теплый пол. Иногда УК, не промывшая систему или принявшая слесаря без опыта работы, который не провел необходимую регулировку.
Но чаще всего – это вина теплоснабжающей организации. Каждому, наверное, знакома ситуация: с начала отопительного сезона в квартирах холодно, вызывают комиссию теплосети один раз, второй, потом принимается решение рассверлить сопло (кто не в теме – это значит расширить диаметр отверстия, из которого в систему поступает кипяток от ТЭЦ) – и в доме становится тепло.
Происходит это, как правило, перед Новым годом или сразу после. А что до того? Правильно, до того вас тупо обворовывали, недотапливая.
Добиться перерасчета почти невозможно, так как в нарушение законодательства большинство РСО, в первую очередь – АО «ОмскРТС» не прилагает к заключаемым договорам с УК (ТСЖ, ЖСК) полные графики качественного температурного регулирования и теплотехнические расчеты на дома. И делается это не случайно. Дело в том, что в графике должна указываться так называемая температура Т1 на входе в дом, и сразу будет ясно – совпадает ли она с положенной при данной уличной температуре. А теплотехнический расчет позволит проверить правильность расчета диаметра «сопла» – на многих домах он занижен, что позволяет тепловикам безнаказанно на нас экономить.
Что, не знают об этом в областном правительстве? Знают. Но ничего не предпринимают, хотя навести порядок можно за неделю, и денег не надо. О причинах такой близорукости догадайтесь сами. Будем это терпеть дальше?
8. Незаконный перенос сроков капитального ремонта «по общему котлу», особенно – «судебных» домов
(виновник – правительство Омской области)
Все вы в юности занимались спортом. Представьте себе: вы вышли на футбольное поле, команда забила гол. Вы выигрываете, прошло 90 минут, конец игры – но судьи вам говорят: нет, ребятки, мы передумали, изменили правила – играем еще 90 минут. Возможно такое? А вот для чиновников областного правительства очень даже возможно.
Моя позиция известна. С самого начала был и остаюсь противником данного закона и правильно обратились с иском в Конституционный суд депутаты от КПРФ и «Справедливой России» – это нарушение Конституции. Мое личное дело, как я содержу свою собственность. А косвенный налог.
Но раз закон принят, все должны его соблюдать, причем не только жильцы, которые обязаны платить, но и чиновники, которые должны обеспечить проведение капитального ремонта в срок. Конкретные условия выполнения капремонта определяет область при участии города, причем полномочия распределены.
Областная власть определяет размер взноса (у нас это 6,7 рубля с метра) и утверждает областную программу до 2043 года (смеяться не нужно – такой срок положен по закону). Город и районы, в свою очередь, на основании этой программы распределяют дома по годам и видам работ.
До 2017 года все так и выполнялось. Да, было отставание, но никто не скажет, что на доме подошел срок, прошло собрание, а ремонт не сделали (не делали те дома, где людям это не надо: протокола нет, и правильно не делали – лучше отдать деньги, кому ремонт действительно нужен).
Но ввиду заниженного размера взноса и безобразной работы Фонда капремонта по взысканию средств, особенно с нежилых помещений, областные чиновники посчитали, что они с ремонтом не справятся и в одностороннем порядке объявили жильцам войну.
В нарушение всех имеющихся правовых норм вместо документа правительства Омской области или хотя бы приказа минстроя (как было всегда до этого) издается «целое» распоряжение №244р от 27.10.2016 года «целого» заместителя министра. Ему, кстати, я сказал сразу, что скоро его выгонят, что используют как расходный материал, что и произошло. Трюк самый простой: теперь так называемый Краткосрочный план утверждается не на один год, а на три года, и капремонт всех домов, намеченный на 2017 год, перенесен на 2018 – 2019 годы. И так далее – все сдвинулось на два года. Когда у чиновников к 2020 году снова будут проблемы со средствами, они вместо того чтобы добавить денег из бюджета, как делают другие регионы, перенесут срок уже на пять лет и так дальше постепенно будут откладывать ремонт, поскольку работать не способны и не хотят. Это же не на себя!
Единственным препятствием для реализации такого нехитрого плана стали городские чиновники, которые ну никак не хотели нарушать закон. Между тем все селяне взяли под козырек (они назначаемые, о чем не раз писал «Красный Путь») лишь тогдашний мэр Омска В. Двораковский уперся. Если кто захочет – сравните: было два краткосрочных плана на 2017 год: один законный (городской, со всеми домами) и второй незаконный – областной, где ремонт перенесен. Прокуратура, видимо, просто пока не обратила внимания на эти документы.
В желании обмануть омичей чиновники не гнушаются ничем, даже свои же документы нарушают. Трагикомичная история произошла с домом по ул. Красный путь, 79. Проникнувшись призывом В.И. Назарова достойно встретить 300летие Омска, жильцы изменили вид работ – вместо крыши решили облагородить фасад на так называемом гостевом маршруте.
Получили добро Виктора Ивановича. Но разве губернатор указ чиновникам?! Ремонт не сделан до сих пор, хотя прошло два года. Я попытался заступиться за жильцов, стал смотреть документы и проверил исполнение приказа минстроя Омской области от 9 декабря 2013 года №94п
«Об утверждении порядка включения многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта общего имущества…». Там написано по-русски: так называемым «судебным» домам добавлять 100 баллов (в каждом судебном решении есть вывод о наличии «угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также сохранности общего имущества и имущества граждан» (а как нет угрозы, если с него штукатурка кусками на голову падет, а электрику ремонтировали еще при КПСС).
Итак, сколько можно терпеть обман и издевательство чиновников за наши же деньги, которые мы уплатили за капитальный ремонт? Редакция газеты «Красный Путь» и Общество потребителей в ближайшее время подготовят типовой иск и пойдем в суды.
9. Выведение из оборота 500 миллионов рублей – денег жильцов
(виновник – минстрой Омской области)
Еще одно обвинение касается громадной, по моим понятиям, суммы – почти 500 миллионов рублей, которые минстрой и Фонд капремонта на глазах у всех безнаказанно «крутят» в банке уже несколько лет. И никому дела нет.
В прошлом номере «Красного Пути» сообщалось о выступлении на заседании Законодательного собрания депутата от КПРФ К.Г. Ткачева. Напомню суть: в областном законе о капремонте есть пункт 1 статьи 19, который определяет, сколько денег должно лежать на счету Фонда «на черный день». Особого смысла в этих деньгах нет вообще (если только брать кредиты в банке – тогда нужно их обеспечение). Почему на зарплату работникам Фонда средства идут напрямую из бюджета (не из взносов), а на капремонт домов Фонд и без того по другим статьям может заключить договора только на ту сумму, которая есть на счету. Потому даже теоретически эти средства могут потребоваться только в двух случаях: наличие судебного решения против Фонда (например, затопили магазин или жильцов) на громадную сумму или одновременный переход 1000 домов на спецсчет. Ясно, это нереально.
Так вот, в свое время один из руководителей Фонда, собиравшийся брать кредиты в банках, записал туда 20% неприкосновенного остатка от сбора Фонда за год. Годовой сбор – 2,4 миллиарда рублей, вот сами и считайте, сколько денег они крутят в банке под процент.
А несчастным нищим людям, у которых течет крыша, как на доме по ул. Орджоникидзе, 270а, на приеме поясняют, что денег нет и ваш ремонт переносится на 2018 – 2019 годы. И некоторые верят – откуда им знать, что в соседней комнате чиновники каждый месяц, потирая ладони, считают процент от этого банковского вклада.
Можно терпеть такой обман? Нет! Пусть вернут наши 500 миллионов рублей и отдадут на ремонт! Это, между прочим, около 120 домов.
Вы согласны все это терпеть дальше? Нет! Потому все идем на митинг 3 марта в 12 часов и выдвинем властям наши требования!
Александр ЛИХАЧЕВ,
председатель Омского областного Общества потребителей в сфере жилищно-коммунального комплекса.