Красный путь
Красный путь

Судьба быть первым

60 лет назад, в День советской Конституции, в Советском Союзе был спущен на воду
атомный ледокол «Ленин». Чем он знаменит и интересен? И жив ли сегодня?

Когда-то в моем детском альбоме почтовых марок по соседству с маркой «Человек страны Советов в космосе. Ю.А. Гагарин» красовалась не очень красочная, но особенная марка. На ней – красавец-корабль с надписью «Ледокол «Ленин». Это был первый в мире атомный ледокол, и, мы, пионеры, гордились этим, хотя знали о нем тогда немногое.

Как советские люди воплощали мечты

Задолго до Великого Октября притягивала русских ученых и мореплавателей Арктика. Настолько интересный уголок нашей планеты, причем он интересен своей недоступностью.

12 марта 1897 года на заседании Академии наук вице-адмирал Степан Осипович Макаров сказал: «Если сравнить Россию со зданием, то нельзя не признать, что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан... Мощный ледокол откроет дверь в этом главном фасаде, он снимет ледяные ставни с окна, которое Петр I прорубил в Европу... Природа заковала наши моря льдами, но в настоящее время ледяной покров не представляет более непреодолимого препятствия к судоходству. Я знаю, как достичь Северного полюса: надо построить ледокол такой силы, чтобы он мог ломать полярные льды. Ни одна нация не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия».

Под руководством Макарова в 1899 году строился первый российский арктический ледокол «Ермак», было задумано строительство двух таких ледоколов: если один сломается, другой его подстрахует. Но в силу развития техники судостроения на тот момент невозможно было построить ледокол большей мощности, чтобы он свободно ходил во льдах.

Решить проблемы навигации по Северному морскому пути в полной мере не смогли и появившиеся в ХХ веке дизельные ледоколы – их эффективность снижал большой расход топлива. Решение о строительстве первого в мире атомного ледокола было принято на заседании Совета Министров СССР 20 ноября 1953 года. До этого времени с атомными энергетическими установками строили лишь подводные лодки.

Ледокол стал гениальным творением советских конструкторов, инженеров и кораблестроителей. Задействовали около 300 предприятий и научно-исследовательских институтов Советского Союза. Строили ледокол под открытым небом, поскольку для строительства судна такого масштаба не подходил ни один из существующих цехов. Несмотря на это, от закладки судна на Ленинградском судостроительном заводе им.
А. Марти до спуска его на воду прошло менее полутора лет – с 25 августа 1956 года по 5 декабря 1957 года.

В корпусе корабля установили три атомных реактора, производимый с их помощью пар устремлялся в турбины, которые вращали роторы восьми генераторов постоянного тока. Те, в свою очередь, питали электродвигатели, приводившие в движение валы гребных винтов.

Ледокол «Ленин», работая в полную мощь всех своих 40 тыс. л. с., уверенно пробивал двухметровую толщу ледяного зеркала. Ежедневный расход топлива составлял всего 200 г (при работе машин все время на полную мощность!), то есть около 70 кг в год. Понятно, речь идет не об угле или нефти, а об уране-235.

Атомный ледокол «Ленин» отличался великолепным по тому времени дизайном – на борту находились кинозал, музыкальный и курительный салоны, сауна, библиотека, а каюты экипажа были рассчитаны на одного-двух человек. Интерьер судна был отделан карельской березой и кавказским орехом.

Спустили ледокол на воду 5 декабря 1957 года, в день Советской Конституции. «С утра непрерывно моросил дождь, временами падал мокрый снег. С залива дул резкий, порывистый ветер. Но люди словно не замечали хмурой ленинградской погоды, – писала газета «Смена». – Задолго до спуска ледокола площадки вокруг стапеля заполнились людьми. Многие поднялись на строившийся по соседству танкер. Раздаются восторженные возгласы, крики «ура», рукоплескания. В воздух летят шапки. Когда корма судна с шумом врезается в невские воды, десятки голубей устремляются в воздух. Мягко осев, соскальзывает с порога спусковых дорожек нос атомохода, и в тот же момент на флагштоке взвивается красный флаг. Торжественно звучит государственный гимн СССР. Радостными гудками приветствуют своего могучего собрата суда, выстроившиеся в устье Невы».

Зарубежные газеты пестрели заголовками: «Русские ввели в строй атомоход», «Полярный колосс Советов – на Неве»… Спуск на воду первого атомного ледокола перепугал капстраны. Во время перехода из Ленинграда в Мурманск «Ленин» сопровождали военные корабли НАТО, проводившие анализ радиационного фона вокруг судна. Опасения оказались напрасны – за все годы эксплуатации ледокола от радиации не пострадал ни один из членов его экипажа.

Официально в состав советского флота атомный ледокол «Ленин» был зачислен 3 декабря 1959 года. Первым капитаном был назначен Павел Акимович Пономарев (на снимке вверху), имевший опыт работы на ледоколе арктического класса «Ермак».

Из биографии ледокола

Перед ледоколом «Ленин» не ставили задачу достичь Северного полюса. Почему? Задача заключалась не в достижении Северного полюса, а в освоении мирного атома, нужно было научиться управлять ледоколом, наработать опыт.

Атомный ледокол «Ленин» использовался не только для проводки по Северному морскому пути караванов торговых судов, но и для научно-исследовательских работ. Так, в ноябре 1961 г. он завершил большой поход протяженностью свыше 7000 морских миль (причем около 5000 из них ему пришлось пробиваться через сплошной паковый лед). Во время этого плавания он высадил на льдину полярников и оборудование дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-10». До того времени такие задачи выполняла только авиация, зависимая от погоды. Кроме того, для доставки на дрейфующую станцию 500 тонн тяжелого оборудования самолетам Ил-14 пришлось бы совершить не один десяток вылетов. А такие агрегаты, как тяжелый трактор или передвижную электростанцию, отправить по воздуху вообще было невозможно.

После введения в строй атомного ледокола навигационные сроки в западном районе Арктики были увеличены с трех до 11 месяцев. «Ленин» успешно работал более 30 лет, на пять лет превысив расчетный срок эксплуатации. За эти годы ледокол прошел более 654 тысяч морских миль (во льдах 563,6 тыс.) и провел через льды Арктики 3741 судно. Ледокол «Ленин» стал первым судном, которое находилось на непрерывной вахте в Арктике на протяжении 13 месяцев. 30 лет капитаном ледокола «Ленин» работал Борис Макарович Соколов (на снимке ниже), в 1981 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Уникальная
операция

К 1967 году был накоплен немалый опыт проектирования и эксплуатации морских ядерных электроустановок и наземных атомных электростанций, а на судне к тому времени появились технические проблемы. Совет министров СССР принял решение о полной замене на атомоходе «Ленин» атомной установки ОК-150 на установку типа ОК-900, технический проект которой был разработан для новых линейных ледоколов типа «Арктика».

Все понимали, что демонтировать вручную подлежавшие замене узлы и механизмы, включая текущий корпус одного из реакторов, радиационно загрязненные трубопроводы и парогенераторы нельзя. Была проведена уникальнейшая операция. Конечно, для этого нужны были очень грамотные инженерные и конструкторские расчеты. Вес выгружаемого оборудования составил 3700 тонн. Предварительные демонтажные работы на корпусе и в днище корабля продолжались с 8 по 19 сентября 1967 года. Ледокол при этом находился над местом захоронения реакторного отсека у архипелага Новая Земля. Заметим, что экологи и сегодня отмечают – радиационный фон здесь в норме.

После демонтажа ледокол отбуксировали в Северодвинск, где за три года вмонтировали новую двухреакторную установку. Эта операция больше уже нигде не применялась и вряд ли будет применяться. Новая установка была смонтирована в 1970 году, и 22 апреля, к 100-летнему юбилею В.И. Ленина, оба реактора были выведены на мощность, а уже 21 июня атомоход вновь заступил на службу в Арктике.

А как же мечта достичь Северного полюса на корабле, спросите вы? В 1972 году построили в СССР второй в мире атомный ледокол «Арктика», мощностью чуть ли не в два раза большей, чем у ледокола «Ленин». В 1977-м «Арктика» стала первым в истории человечества судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании.

Атомные ледоколы, рожденные великой державой – Советским Союзом – стали козырем России, когда обострилась геополитическая борьба за Арктику в связи с открытием в этом регионе месторождений нефти и газа.

Центр на борту ледокола

Арктика – это еще и люди особого рода. Именно они не дали распилить в 1989 г. на металлолом уникальный ледокол «Ленин». Благодаря капитану Борису Макаровичу Соколову и ветеранам экипажа, корабль обрел вторую жизнь – в 2014 году он стал музеем.

Специально под ледокол в Мурманске построили набережную, провели дноуглубительные работы, смонтировали плавпричал. Первоначально, чтобы просто побывать на борту ледокола, выстраивались очереди. Было решено, что атомоход должен быть больше чем музей, и постепенно воплотили в жизнь идею создания Центра по истории атомной энергии. Он успешно работает с 2014 года. Посетители здесь могут узнать о природе Арктики и ее обитателях – белых медведях, об истории создания атомного флота и ледокола «Ленин», увидеть развитие реакторных установок, познакомиться с технологиями плавания во льдах и перспективами развития региона. И сегодня первый в мире атомный ледокол – символ заполярного города.

Печальный итог

Итак, соревнование с США в судостроении мы, благодаря преимуществам социализма, выиграли однозначно. Россия – единственная держава в мире, имеющая сегодня мощный атомный ледокольный флот. До последнего времени в состав его входили шесть атомных ледоколов: два речных ледокола класса «Таймыр» и четыре морских ледокола класса «Арктика». Ледоколы этого класса имеют двойной корпус, два атомных реактора, посадочную площадку для вертолетов, ломают лед передним и задним ходом и рассчитаны для бассейна Северного Ледовитого океана. К сожалению, в августе этого года принято решение об утилизации ледокола «Советский Союз», который был введен в эксплуатацию в 1989 году. Он был спроектирован так, что при необходимости его можно оперативно превратить в боевой крейсер. Специалисты считают, что уничтожение ледокола «Советский Союз» сократит мощь океанского атомного ледокольного флота России примерно на четверть.

Татьяна ЖУРАВОК.

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех