Модернизация знаменитого самолета АН2 не задалась, давайте хотя бы восстанавливать то, что осталось
Такая идея была высказана на недавно прошедшем форуме «ВТТАОмск2017». И неспроста. Если кто и не летал когда-то на знаменитом «кукурузнике» или хотя бы не видел его над колхозными полями, то наверняка о нем слышал. Недаром этот советский легкий многоцелевой самолет, разработанный еще в конце 1940х годов, занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолет, который производился более 60 лет. И до сих пор, получается, для некоторых задач, которые выполнял этот самолет, лучше ничего не придумали.
Правда, еще в начале 2000х заговорили о программе модернизации АН2 в АН3 на государственном уровне как о деле вполне решенном. Тем более что эту идею активно продвигал сам Артур Чилингаров – полярник, Герой Советского Союза, да к тому же бывший тогда заместителем председателя Государственной Думы РФ. И поначалу дело вроде бы пошло. Особенно после того, как Чилингаров слетал на омском АН3 на Южный полюс. В омском же ПО «Полет» стал производиться самолет Ан3 с нашим двигателем ТВД20 завода имени Баранова. Однако проект не нашел полномасштабного продолжения. В 2007м «Полет» вошел в состав ГКПНЦ имени Хруничева и занялся ракетостроением. Закрытие омского проекта было предрешено.
Но тема не была закрыта. В 2010х годах модернизацией занялся новосибирский СибНИА имени Чаплыгина. Здесь доработали конструкцию биплана, используя современные материалы. Однако поставили на него американский двигатель. После «взлета» доллара в 2014 году новосибирский ТВС2МС, а затем и еще более современный ТВС2ДТ, который не так давно показали на столичном авиасалоне МАКС, стали почти недоступными по цене для покупателей. Особенно из провинции – там, где в основном и используется такой тип самолета.
И вот на прошедшем 16 ноября в Омске круглом столе представители Омска и Новосибирска обсудили новые возможности совместной работы по модернизации самолетов Ан2. Причем в Омске появилось еще одно направление развития долгоиграющей темы. Его обосновал полярный летчик и учредитель компании «Авиаремонтное предприятие «Мотор» Юрий Петров. Идея проста: пока «кукурузнику» нет достойной замены по достойной цене, надо, не мудрствуя лукаво, ремонтировать старые и летать на них.
Говорят, что идеей заинтересовались некоторые омские предприятия, а также в региональном минпроме. Однако будет ли она воплощена на практике, сказать трудно. Если учесть длительность всей «кукурузной» истории.
Владимир ПОГОДИН.
«В России нет нормального выпуска запасных частей к сотням еще живых «кукурузников», есть проблемы с авиабензином для них. Всё это можно решить в пределах Омской области. Здесь есть нефтезавод, который такое топливо выпускает, и предприятия, которые могут производить любые авиационные агрегаты и компоненты в нужном количестве», – считает профессиональный авиатор.