Проект бюджета на 2018 год в исполнении власти
10 ноября в Омском городском Совете состоялись публичные слушания по бюджету города на 2018 год и ближайшие два года. В слушаниях приняло участие немногим более ста человек. Большая часть из них – депутаты горсовета и Законодательного собрания, представители городской администрации, общественных организаций. «Рядовых горожан» можно было, что называется, пересчитать по пальцам: омичи традиционно в большинстве своем равнодушны к обсуждению основного закона города.
Нет веры, что удастся что-то изменить? Глава департамента финансов горадминистрации Инна Парыгина представила прогноз социально-экономического развития и основных направлений бюджетной и налоговой политики Омска. Прогнозы не утешительны. Доходы городской казны составят в 2018-м 14 млрд 78 млн рублей, расходы – 14,85 млрд рублей, то есть дефицит – 775 млн. Это один из самых плохих показателей в Сибирском федеральном округе и среди городов-миллионников.
Две трети средств – 10,2 млрд рублей – будет направлено на социальную сферу. Это в основном заработная плата работников социальной сферы, средства на текущий небольшой ремонт и незавершенное строительство школ. Почти миллиард уйдет на обслуживание долга, на все остальное – крохи. Перспектив на развитие по-прежнему нет. Предстоит очередной год выживания. Правда, авторы проекта бюджета вполне оптимистичны. Все расходы планируется покрыть за счет кредитов – это прозвучало в докладе г-жи Парыгиной. Но ведь Омску скоро и кредиты перестанут давать, поскольку долг половину доходов бюджета составляет!
Собственных источников доходов у города крайне мало. Большая часть промышленных предприятий имеют адреса прописки в других регионах, а значит, и налоги уходят из Омска. Счет идет на десятки миллиардов. Плюс дикие перекосы: в прошлом году город перечислил 134 миллиарда налогов в федеральную казну, а получил от этого только 5 процентов. Ничего радикального в текущем году ни муниципальной, ни областной властью не предпринято, чтобы исправить это несправедливое соотношение. Напомню: ранее депутат Законодательного собрания от КПРФ Максим Михайленко при обсуждении проекта областного бюджета поднял вопрос об изменении отчислений в пользу города хотя бы на региональном уровне, но присутствовавшие на заседании врио мэра Фролов и председатель горсовета Корбут даже отказались от выступления, будто им ничего не надо. И вот теперь депутат горсовета Иван Ивченко на публичных слушаниях справедливо обвинил их в трусости перед вышестоящим начальством, нежелании отстаивать интересы города.
А ведь реалии таковы, что налоги будут снижаться в следующем году. Так, в 134 млрд рублей налогов в 2016 году значительная часть получена от физических лиц, уровень благосостояния которых заметно падает. К тому же наблюдается возросший отток населения из города, многие омичи работают вахтовым методом, то есть и налоги оседают в других местах.
Просто смешно прозвучала на слушаниях цифра в 3 с небольшим миллиона рублей ожидаемой прибыли от муниципальных предприятий, эффективность работы которых напрямую зависит от качества управления ими со стороны мэрии. Но вот что парадоксально: как только предприятие продают, оно чуть ли не на второй день начинает «нести золотые яйца». И никто не видит в распродаже коррупционной составляющей!
Пойдем далее. Рынки повсеместно приносят муниципалитетам прибыль. Только не в Омске!
Каждый год в период работы над бюджетом авторы проекта, депутаты сокрушаются о том, что в городе не наведен порядок с учетом и использованием муниципальной земли. В этот раз также опять были одни рассуждения: искоренить недостатки который год руки не доходят у власти. Теперь еще и выпадут доходы от аренды земли: потери – на миллионы.
Не добавило оптимизма и выступление директора департамента транспорта г-на Мартыненко: говорил много, но конкретных предложений по изменению тарифной политики в пользу горожан, улучшения работы муниципального транспорта не прозвучало. Между тем создается впечатление, что кто-то усиленно лоббирует интересы частных перевозчиков. Тот же Иван Ивченко привел конкретные примеры, когда «шоколадные» маршруты отдаются частным перевозчикам в ущерб муниципальному транспорту.
Выступающие горожане, которых, к сожалению, было немного, да и не все выступали по теме, в основном говорили о давно известных проблемах, резко критиковали мэрию. Больше всего досталось горадминистрации за неоправданное увеличение численности штата чиновников, которые работают неэффективно. Звучали предложения сократить штат мэрии для того, чтобы направить деньги на решение важных проблем. Особенно досталось мэрии за использование КТОСов как административного ресурса. В год на это тратится порядка ста миллионов. Иван Федин, депутат от КПРФ, предложил эти деньги перенаправить на питание детей в школах. Резонными были предложения выделять больше средств на работу с молодежью по месту жительства, строительство школ, капитальный ремонт многоквартирных домов, попавших под судебные иски, а также на переселение горожан из аварийного и ветхого жилья.
Одной из самых наболевших проблем, по мнению омичей, является нехватка парковочных мест в городе. Дворы буквально забиты частным транспортом, детские площадки загазованы. До комфортной городской среды еще очень далеко.
И, наконец, самое тревожное, что растет долг Омска. Он составляет уже порядка 7 млрд рублей, то есть половину бюджета. Обслуживание такого долга требует больших затрат, что еще больше усугубляет и без того сложное экономическое положение города.
Много критики было высказано в адрес управляющих компаний. Непомерно растут тарифы ЖКХ в то время, как реальные доходы горожан снижаются.
Резкой критике подвергли общественники также отмену прямых выборов мэра, расценив это как лишение горожан свободного волеизъявления. То, что сейчас происходит с процедурой выборов мэра, просто не выдерживает никакой критики. Да только ли с выборами мэра?!
Глубоко символично то, что на публичных слушаниях не присутствовали ни врио мэра Фролов, ни врио губернатора Бурков. Многое, если не все, уже расписано.
Мария ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ.
Комментарий руководителя фракции КПРФ в горсовете Дмитрия ГОРБУНОВА:
– Проект бюджета отражает ту финансово-экономическую и социальную политику, которая реализуется сегодня в городе, регионе, стране в целом. Возьмем такую важную отрасль, как строительство жилья. Есть данные за январь – сентябрь 2017 года, и мы видим, что объем ввода жилья сократился на 10% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. И есть данные, что сокращение объемов вводимого жилья будет продолжаться.
Почему? Квартиры не продаются. Одна из причин этого – демографическая. Фиксируется и миграционная убыль, и превышение смертности над рождаемостью, сокращение трудоспособного населения. Миграционная убыль за первые девять месяцев 2017 года – более 5 тысяч человек. А почему убыль? Реальные доходы населения продолжают снижаться – более чем на 5% по сравнению с прошлым годом. Официальные власти нам рапортуют, что за январь – август средняя заработная плата по городу составила 34 тысячи рублей, и по прогнозам за год она будет 35 тысяч рублей. Но на деле половина населения живет на 15 тысяч рублей в месяц.
Возникает между тем парадокс: смертность растет, население сокращается, люди бегут, причем идет отток трудоспособного населения, и на этом фоне растет… безработица!? Занятость сократилась на 2%.
Причина – в экономической ситуации. На предприятиях очень высокий уровень износа оборудования. Не хватает инвестиций в производство, причем они не растут, а продолжают сокращаться.
И бюджет фактически фиксирует то плачевное состояние, в котором находится сегодня наш Омск. Отсюда – нехватка денег на все. Пять муниципальных учреждений культуры имеют стопроцентный износ. А на ремонт всех учреждений культуры в 2018 году планируется выделить всего пять миллионов рублей. Как омской культуре выжить?
Фактически у нас проводится политика превращения города-миллионника в Детройт, мертвый город.
Для развития города нужен качественно иной бюджет, не менее 25–30 миллиардов рублей в год. А у нас бюджет – 14 миллиардов рублей. Как можно на 14 миллиардов рублей жить городу-миллионнику? Это бюджет деградации, это бюджет вымирания, и фракция КПРФ, естественно, за такой бюджет голосовать не будет.