25 октября прошло очередное пленарное заседание Омского городского Совета. Повестка дня включала рассмотрение очень важных для города вопросов. Например, о нашумевшем 108-м постановлении горсовета. Суть его состоит в том, что в связи с изменившимся законодательством мэрия пересчитала стоимость арендной платы муниципальной земли за предыдущие три года по новому тарифу, что вызвало крайнее недовольство среди бизнесменов. Арендаторы не захотели платить по счетам, выписанным задним числом.
БУРНУЮ деятельность по отмене 108-го постановления в прошлом созыве вел крупный владелец земли депутат сначала городского Совета, а потом Законодательного собрания Валерий Кокорин. Областной парламент еще до выборов своим решением несколько ослабил бремя платежей тем, что ввел механизм рассрочек платежей до двух лет. Однако бизнесмены-арендаторы посчитали, что этого недостаточно, и продолжили «наступление» на 108-е постановление. Теперь мэрия отступила от собственного решения, выставив на обсуждение проект, где сроки рассрочки увеличивались до трех лет. Готовность мэрии уступить противникам пресловутого постановления была истолкована ими в свою пользу: теперь они уже намерены отсрочить перерасчет за три года, а по возможности и вовсе отменить …
Справедливости ради заметим, что в этом постановлении много «белых» пятен, о чем на профильном комитете аргументированно говорил депутат от фракции КПРФ Дмитрий Петренко. Он предлагал изучить вопрос более глубоко, чтобы принять документ, который бы соответствовал всем нормам закона и не давал повода для необъективных оценок. Об этом же заявил на пленарном заседании и лидер фракции КПРФ Дмитрий Горбунов. Он подчеркнул, что фракция КПРФ предлагает не принимать скоропалительных решений, а более глубоко изучить вопрос, разработав систему дифференцированного подхода к предоставлению рассрочек, чтобы не пострадал малый и средний бизнес.
– Крупный капитал, без сомнения, сильнее, он и сам справится, – подытожил Дмитрий Горбунов.
Резонный вопрос задал главному финансисту города Инне Парыгиной, представлявшей проект, еще один депутат от КПРФ Иван Ивченко: есть ли в других регионах подобный опыт, который можно бы изучить? Однако Парыгина заявила, что… не знает. Зачем же тогда так торопиться? К тому же порядок в учете муниципальных земель, их использовании мэрия так и не навела, о чем свидетельствуют многочисленные уголовные дела по земельным вопросам, в которых замешаны чиновники горадминистрации.
Более того, Парыгина заявила, что крупные бенефициары прячутся как раз за малым и средним бизнесом. Но это уже другой вопрос, и он в компетенции других органов, которые должны контролировать ситуацию налоговых платежей.
Депутатам фракции КПРФ все-таки удалось убедить коллег в более глубоком изучении вопросов с тем, чтобы принять оптимально верное решение: предложение мэрии было принято лишь к рассмотрению, а не в целом.
ЕЩЕ ОДИН знаковый пример кавалерийского подхода нового руководства городского Совета к принятию решений: о премиях городским чиновникам. Напомним, что накануне выборов городская прокуратура обнародовала сногсшибательные цифры поощрений этой категории власти. Они исчислялись миллионами рублей!
Времени на обдуманный проект документа, конечно, было маловато, а реагировать надо… В итоге «отреагировали»: виды, размеры и частоту премий городским чиновникам в проекте истолковали несколько своеобразно. К примеру, премии, которые случатся в будущем, предлагается выдавать «за выполнение особо важных и сложных заданий», но размер вознаграждений не может превышать 50% от годового денежного вознаграждения чиновников. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий могут выплачиваться не более 4 раз в год.
Что такое «особо важные и сложные задания»? Как ни бились депутаты, выяснить, что стоит за этим термином, не удалось. Да и ситуация в городе никоим образом не свидетельствует о том, что чиновники мэрии, что называется, рвали рубахи на груди за перемены к лучшему. Далее: почему именно 50%, а не 10, 20, 75?.. Если учесть, что в год у многих чиновников денежное вознаграждение, как свидетельствовали примеры в протесте прокурора, исчисляется миллионами, то и это для нищего бюджета солидное бремя. Еще одна «непонятка»: почему четыре раза в год? Таинственные «особо важные и сложные» задания случаются также неотвратимо, как наступают времена года? Ситуация, скажем прямо, парадоксальная. Никто не против, чтобы чиновников премировали за реальный вклад в развитие города, но это должно быть разумно регламентировано решением горсовета.
Именно на такой подход ориентировали поправки самого молодого депутата созыва, от КПРФ, Кирилла Курятникова, который, в частности, предлагал 50% снизить до 25%. Но поскольку это предложение исходило от депутата КПРФ, его начали «волокитить». Депутат Федотов предложил принять проект таким, какой он есть в целом, так как сроки реагирования на протест прокурора поджимают, а потом к нему вернуться, там и поправки Курятникова рассмотреть. Но депутат-коммунист настаивал. В итоге после голосования и переголосовывания поправкам Курятникова не хватило одного голоса (символично, однако!). Решение приняли таким, каким оно поступило на пленарное заседание. Вероятность, что к нему скоро вернутся при таком политическом раскладе сил, как сейчас в горсовете, нулевая…
ПРИ ПЕРЕДАЧЕ в безвозмездное пользование КТОСу в Кировском округе помещения резонансным было выступление депутата от КПРФ Ивана Федина. Он обвинил мэрию в благотворительности относительно КТОСов, которые, как известно, работают в качестве административного ресурса мэрии в период выборных кампаний.
– Никакой пользы КТОСы населению не несут, это факт. Не лучше ли это помещение передать в безвозмездное пользование для дворового клуба детям, которые там бы учились чему-то полезному. Помещение КТОС будет содержать также за деньги бюджета. Кому это нужно?
Ответ – на поверхности. Это подтвердило и голосование единороссовского большинства в пользу КТОСа.
ЕЩЕ ОДИН важный момент из серии политических интриг единороссов. Как известно, чтобы не допустить к руководству комитетов представителей других партий, единороссы, пользуясь большинством, всей фракцией записывались в каждый комитет. При голосовании, естественно, они получили все руководящие посты. Теперь, когда «мавр сделал свое дело», начался массовый выход единороссов из комитетов: только на этом заседании три депутата из «ЕР» вышли из трех комитетов каждый, а один – сразу из пяти. Это доказательство: шли не работать в комитеты, а выполнить политтрюк, заказанный сверху. Но и этого единороссам оказалось мало! Они всерьез решили добиться того, чтобы каждый из депутатов имел право работать только в двух комитетах. «Ноу-хау» из серии «Как погубить демократию»! Видимо, лидер «Единой России» Юрий Тетянников, только для нового губернатора пытался высечь себя, как унтер-офицерская вдова, заявляя о том, что при распределении руководящих постов в горсовете вышла накладка по части демократии и справедливости в отношении других партий. Но на деле пока ничего не изменилось!
В ПОВЕСТКУ ДНЯ заседания было включено рассмотрение заявлений депутатов Петренко (КПРФ) и Саяпина («Единая Россия») о их желании работать в составе комитета по регламенту, пожалуй, самого важного комитета, который во многом определяет полномочия представительной власти в городе и их осуществление. Первоначально, когда речь шла об утверждении повестки дня, ни у кого из депутатов не возникло замечаний по поводу заявлений этих двух депутатов. Но в ходе заседания, когда стали рассматривать заявления выхода депутатов-единороссов из комитетов, вдруг спохватились. В комитете по регламенту может оказаться аж целых два депутата от КПРФ. Сразу посыпались предложения о том, что надо всем «подумать», кто в каком комитете будет работать, а потом уже «взвешенно» подойти и к этим двум заявлениям. Так и решили единороссовским большинством. Теперь на калькуляторе того же политпроизводства фракция «Единая Россия» подсчитает все, чтобы, не дай бог, не допустить количественного перевеса не в свою пользу, и продолжит свой политический беспредел в отношении фракций других партий.
При таких действиях ни о какой политической культуре, демократии и конструктивном диалоге при распределении руководящих постов в этом созыве речь не идет.
– Налицо нарушение прав депутатов других партий, которые представляют 40 процентов избирателей, проголосовавших за них, – заявил депутат Дмитрий Петренко (КПРФ). – Это недопустимо, и наша фракция будет бороться против подобных методов работы…
Действительно, горсовет – не частный рынок единороссов, на котором они могут торговать чем угодно. Горсовет – орган представительной власти горожан. Думается, что и избиратели скоро скажут свое слово в поддержку партий, за которые они голосовали.
Пока даже три заседания ярко свидетельствуют, кто и зачем пришел в горсовет. Фракция КПРФ политически корректно ведет себя на заседаниях, выступления ее депутатов четко выверены, свидетельствуют о глубоком изучении проблем города, стремлении к конструктивному диалогу по всем вопросам ради перемен к лучшему. Фракция «Единой России» стремится большинством протащить нужные ей и исполнительной власти решения по очень важным вопросам. Даже вопреки интересам города. Такого беспардонного захвата и использования представительской власти не наблюдалось ни в одном из предыдущих созывов.
Мария ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ.