Служба только на словах – к такому выводу пришел депутат Омского городского Совета Юрий Васильевич Тюленев, вникнув в жалобы жителей Октябрьского округа по поводу отвратительной работы отделений Почты России. Между тем к услугам ее многим из нас еще приходится обращаться. И это несмотря на то что и переписку можно теперь вести с помощью интернета, и всевозможные платежи оформлять, и даже заказы производить, причем порой не выходя за двери собственных квартир. Однако далеко еще не в каждой семье россиянина есть хотя бы простенький компьютер, чтобы, например, манипулировать платежами или напрямую общаться по скайпу с родственниками и
друзьями, живущими в иных городах и весях. Кто в основном стоит в очереди к оператору почтового отделения с платежками на воду, электроэнергию, газ и другие коммунальные услуги? Конечно же, люди пожилого возраста. Те, кому проще дойти до почты, а не постигать тайны интернета.
– Юрий Васильевич, в чем основная причина того, что штат сотрудников почтовых отделений тает на глазах? Люди маются в очередях, прежде чем дойти до окошечка оператора.
– Ну, во-первых, тяжелый труд должен соответственно и оплачиваться. Здесь же абсолютно иная тенденция. Взять почтальона. Сколько километров он проходит? Никто к его ногам спидометр не привязывал. Но очень много. Раньше почтальонам отчисляли какой-то процент за то, что они разнесли квитанции по почтовым ящикам омичей. Сейчас ни копейки не платят.
Например, в почтовом отделении №27 вместо четырех почтальонов работает два, вместо шести операторов – три. И так по всем другим службам, которые должны обеспечивать ту работу, которая полагается. А территория, которую надлежит обслуживать здешним работникам, довольно плотная и обширная. Она начинается от ПО «Автоматика», тянется по Космическому проспекту вплоть до Третьего разъезда и плюс захватывает жилой массив улицы Лизы Чайкиной. Проживает здесь несколько десятков тысяч человек. И что могут сделать два почтальона, которым нужно успеть вовремя разнести те же квитанции на оплату коммунальных услуг? Конечно же, они появляются в почтовых ящиках с задержкой на неделю, а то и больше. Отсюда и недовольство потребителей услуг, проблемы, связанные с несвоевременной оплатой. Задержалась она на две-три недели (допустим, заболел один из двух действующих почтальонов), и ресурсоснабжающие компании тут же выставляют пени за просроченное время. Люди в итоге возмущены до не могу.
– Оказывается, теряются извещения о денежных переводах. Правда ли это?
– Причем, теряются, что называется, с концами. А люди ждут их! Знают, что должны быть. Начинают беспокоиться, звонить, выяснять… Нервотрепка, да и только. Отчаявшись достучаться до руководства почтамта, ко мне на днях нагрянула целая делегация тех, кто невольно «привязан» к злополучному почтовому отделению №27. Помещение, кстати, убогое, требует ремонта.
Я пообщался с работниками и теми, кто вынужден пользоваться услугами почтовиков, с руководителем Почты России по Омской области Ларисой Петровной Плесс и ее заместителем Мариной Николаевной Смирновой. Руководители в один голос заявили, что к ним никаких жалоб не поступало, но пообещали проверить, выехав на место в обговоренный день. Сошлись на пятнице. В понедельник я опять прибыл на место. Интересуюсь: было ли начальство? Оказывается, ни сном ни духом! Вновь созваниваюсь с Плесс. Представляюсь. Спрашиваю, что мне отвечать избирателям? На что она мне докладывает: «Все там нормально, ремонт закончен, отделение функционирует в полном объеме». Как так? Выходит, что я наговариваю, сгущаю краски, и даже навожу панику? А в действительности все в ажуре? Для убедительности я еще раз подергал наглухо закрытые двери центрального входа. Они не поддались. Правда, вход запасной был открыт: там шла выдача газет. Выяснил, что никакого ремонта, кроме побелки, не производилось, хотя назрел давно уже ремонт капитальный. Штукатурка держится на честном слове, и то не везде. Потолки сыплются, здание-то старинное, перекрытия деревянные, вот и «гуляют».
– Не нашли вы с Плесс общего языка?
– Не изволила ее сиятельство лично убедиться в правоте жалоб. Ну хотя бы прислала кого-нибудь из своей «свиты», кому она доверяет, кто ей правду скажет, не поставит в неловкое положение. Хотя вряд ли чиновница испытывала неловкость, явно не желая вникнуть в суть накопившихся проблем, о которых ей от лица своих избирателей я поведал. «Я знаю, что я говорю», – так она отпарировала. Ну а коли не хочет руководитель устранять сбой, значит, нужно действовать иным путем.
– Каким?
– Я так и заявил, что буду вынужден обратиться в прокуратуру. Впечатление от теперешнего положения работников почтовых отделений складывается неважное. Тем более, если учитывать, что заработная плата в среднем у
почтальона составляет 9800 рублей в месяц. Недокомплект сотрудников вполне понятен. Даже молодежь не выдерживает, не говоря уже о людях в возрасте.
– Где, на ваш взгляд, зарыта «собака» тяжелого недуга Почты России?
– Ну, во-первых, нет никакого контроля. Мало того – что-то «перехватывает» главпочтамт. Он напрямую подчиняется столице. Это же Федеральная почтовая служба! А у Москвы своя рука – владыка. Денежки гребет к себе. Даже договора на обслуживание управляющих компаний по разноске квитанций теперь не почтовые отделения на местах заключают, а непосредственно главпочтамт. А раньше, как говорят почтовики отделений, они имели дополнительные отчисления от того, что усердно топали ножками, доставляя омичам те же квитанции.
Я с этим вопросом обратился к руководству почтамта: мол, вы же имеете какую-то мзду от управляющих компаний. На что мне ответили категорично: никаких договоров между нами нет. Договор имеется с Федеральной почтовой службой. То есть с Москвой. Они, дескать, крутят-вертят по-своему. Короче, крайнего с ходу не найдешь.
Люди оказались заложниками безобразия. Хотя все еще верят, что оно не бесконечно. Даже высказывают предположение, что Путин после того, как хорошо отдохнет на рыбалке, рискнет приехать в Омск, наведет здесь порядок, коли его подчиненные или не хотят, или не в состоянии это сделать. Ну такую вот систему управления – работа только после пинка – наладили Кремль, правительство.
– Президенту явно не до «пустяков», не до тех, кто в почтовых услугах нуждается и кто их за гроши осуществляет.
– Мы все знаем, что верхушку Федеральной службы «Почта России» сменили и пообещали перемены в лучшую сторону. Увы. Хромает она на обе ноги, далеко ей до спринтерской.
Беседу вела
Валентина АЛДАНОВА.
Фото Анатолия АЛЕХИНА.