Напомню, что мы описывали «красные линии» – вопросы, по которым Общество потребителей, да, полагаю, и все читатели, никогда не согласятся с действиями ответственных чиновников.
Во-первых, чтобы сразу было понимание, что произошло, – поясняю: капитальный ремонт многоквартирных домов «по общему котлу», назначенный на 2017 год, перенесен на 2018 и 2019 годы, соответственно с 2018 года – также на более поздний срок.
Можно согласиться с таким обманом? Нет, нельзя, тем более что это незаконно.
А теперь по порядку. Для тех, кто присоединился к нам только сейчас, напоминаю, что я не политик, эмоции вокруг того или иного закона не высказываю, а обсуждаем – правильно или неправильно, законно или нет и что делать потребителю, чтобы не утонуть в мутной воде буржуазного правового бесправия, когда законов много, но выполняются они выборочно: украла бабка масла себе на ужин – бабку в клетку (кража, серьезное преступление), а воровать миллионы – так у вора состояние здоровья плохое, и вообще по принятому по предложению Д.А. Медведева закону теперь нельзя до суда в СИЗО по экономическим статьям – это вам не какая-то мерзкая кража.
Во-вторых, напоминаю схему проведения ремонта.
За ремонт «по общему котлу» отвечает правительство Омской области в лице минстроя, и организовало оно для этого «специально уполномоченный орган» – региональный оператор (такой есть в любой области) – Фонд капитального ремонта.
Кстати, в 10й раз напоминаю: ни один работник Фонда зарплату из наших взносов не получает, они получают из бюджета, как все чиновники. Другое дело, что я был и остаюсь вообще против этих фондов – ибо есть вопрос: как до Фонда делался этот же самый ремонт на ровно те же 1,5 млрд рублей в год с 2008 года? Лучше бы эти деньги на ремонт пустили. Но обвинять этих людей, что они получают деньги из наших взносов, несправедливо – это не так. Они такие же нанятые работники, причем многие из них очень даже компетентные люди.
Большинство омичей платят деньги в этот самый «общий котел» – на счет Фонда (кроме тысячи домов, кто дальновидно выбрал счецсчет).
Сроки и объем ремонта для тех, кто платит в «общий котел», определяет минстрой. Сроки ремонта для домов на спецсчетах определяет собрание жильцов (естественно, по наличию средств на спецсчете дома).
Дальше спецсчет не обсуждаем – там все нормально, говорим об «общем котле», так как возникшее грубое нарушение наших прав касается именно его.
Напрягайте мозг, это полезно – сейчас самое сложное для понимания.
Программа капремонта состоит из двух документов – сама Региональная программа и краткосрочные планы. Логично: Региональная программа пишется на 30 лет, а для ее конкретизации каждые три года готовится Краткосрочный план именно на эти три года. (Например, за это время тот или иной дом, который должны были отремонтировать, перешел на спецсчет или вообще признан аварийным и должен быть исключен из плана).
В 2013 году утвердили Региональную программу до 2043 года (это не потому, что мы тупые такие и все собираемся дожить до 2043 года – так положено по Закону). Кстати, кто умный – сделал, как мы на новых домах в моих УК: раз власть издевается, раз написала программу до 2043 года – мы и поставили ремонт на 2040 год. Вот пусть в 2041 году и приходят.
Кто следил за нашими публикациями, положено было выполнить 5 работ, по одной в каждый шестилетний период. Однако к 2016 году стало понятно, что при этом размере взноса и отсутствии софинансирования из федерального бюджета (на что изначально рассчитывали) программа останется невыполненной.
Тогдашний руководитель Фонда А.С. Рудюк (не буду комментировать причины его увольнения, но экономист он был хороший) – рассчитал диаграмму, согласно которой фактическое банкротство Фонда (когда доходы не позволят обеспечить своевременное выполнение плана) должно было наступить в ноябре 2016 года. И оказался прав – так и получилось, с той поправкой, что на наше счастье Д.А. Медведев издал новое постановление, по которому как раз с 15 октября 2016 года временно прекратились конкурсы (переходили на новую систему отбора подрядчиков), и народ сразу не понял, что случилось с общим котлом.
Рабочая группа рассматривала разные варианты развития событий: увеличить срок выполнения программы с 30 до 50 лет или уменьшить количество работ с 5 до 3 (за этот вариант, в частности, был я, так как для большинства домов главное – это крыша, электрика и лифты, хотя жильцы могли определить сами и другое, чего хотели). Третий напрашивающийся вариант – существенное повышение взноса – не рассматривался, так как на самом первом заседании вето наложил Виктор Иванович Назаров.
Я предложил самый, на мой взгляд, честный путь – сообщить все три варианта общественности и провести публичную дискуссию. Убежден, что победила бы реальная точка зрения – просто оставить три вида работ. Пока мы спорили, пришел новый министр Бирюков, который дал команду прекратить деятельность рабочей
группы.
И вдруг в декабре 2016 года без всякого согласования с кем-либо появляется новая Региональная программа, в которой дома стоят на ремонт уже не в конкретном году, а в течение так называемого трехлетнего периода: типа дома 2016 года – уже с 2016 по 2018 годы, дома 2017 года – с 2017 по 2019 годы и т.п. Жульничество самое простое и примитивное. Помните фильм из нашего далекого детства «Мальчиш-кибальчиш» по книге Аркадия Гайдара? Там сначала отцы, а потом старшие браться, отбиваясь от буржуинов, говорили: «Нам бы только ночь простоять да день продержаться». Так и здесь, только наоборот – буржуины из минстроя области решили до конца срока работы действующего правительства (это сентябрь 2020 года) подурить народ, что ремонт будет в следующем году, а там пенсия и хоть трава не расти.
Соответственно, изменили в минстрое и Краткосрочный план – тупо перенесли дома с 2017 и 2018 годов на последующие годы.
И если до этого все было безобразно, но формально законно, то вот с Краткосрочным планом закон нарушили конкретно.
Дело в том, что Жилищный кодекс четко прописывает – как эти самые Региональная программа и Краткосрочный план формируются. Краткосрочный план область формирует на основании краткосрочных планов муниципальных образований. А в Омске, нужно отдать должное – называю пофамильно, С.П. Фролову, Е.В. Фомину и Д.Н. Зярко и Н.Д. Машкову – как на них ни давили, как ни обвиняли в минстрое, С.П. Фролова и Е.В. Фомина не пошли на нарушение и не отобрали у людей право на своевременный капитальный ремонт. То есть получилось так, что минстрой области нарушил закон – самоуправно изменил Краткосрочный план, принятый городом.
Считаю, тут город полностью прав. Если бы минстрой работал компетентно и добросовестно – даже и при этих минимальных размерах взносов денег хватило бы, по крайней мере, на те дома, кто представил протоколы собраний. Во-первых, проверка прокуратуры в ноябре 2016 года выявила безобразную вещь (мы о ней сами не знали) – на нежилые помещения платежные документы просто тупо не выставлялись. То есть примерно 10% доходов Фонда мы потеряли, предприниматели жили за счет взносов нищих пенсионеров.
Во-вторых, Жилищный кодекс определил: чтобы Фонд не обанкротился, часть средств должна всегда находиться на счете. Какая это часть – 1 рубль или миллион – решают областные власти. В нашем областном законе о капитальном ремонте №1568ОЗ имеется статья 19 «Требования к финансовой устойчивости деятельности регионального оператора»:
«1) объем средств, который региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта, определяется как доля, не превышающая восемьдесяти процентов от прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году».
Переводя на русский – 200 миллионов рублей лежат на счету, принося выгоду только Фонду и минстрою области. Первый директор Фонда г-н В. Журавлев, который пришел из коммерции и собирался брать кредиты, а чтобы банк эти кредиты дал – на счету Фонда должно было быть обеспечение.
Вот сейчас он давно отбыл по месту жительства в другой регион, кредиты Фонд брать не собирается, да и кто банкроту даст кредит, но 200 миллионов исправно приносят доход, только не жителям, а чиновникам!?
А дел-то всего – принять в Законодательном собрании простую поправку: «В подпункте 1) статьи 19 вместо слова «восьмидесяти» писать слова «девяносто восьми» (или, на худой конец, – «95»). И мы сможем ремонтировать дополнительно десятки домов ежегодно.
Данная поправка была мною подготовлена еще в декабре 2015 года, в феврале 2016го подписана первым заместителем губернатора С.Г. Гребенщиковым, в марте 2016 года согласована В.И. Назаровым и министром финансов В.А. Чеченко. Более того, губернатор написал «срочно согласовать». …И до сих пор бумаги лежат в минстрое и Заксобрании. Депутаты Заксобрания говорят: пусть вносит минстрой, а мы одобрим; а минстрой говорит, что вот у нас постоянно меняются руководители, давайте подождем, пока очередной новый руководитель войдет в курс дела.
Я против политизации ЖКХ – если депутаты от «Единой России» (как они сами себя называют – партии власти) боятся сами внести эту поправку – внесите ее от депутатов КПРФ или ЛДПР. Нам, жильцам, все равно, какого цвета кошка – лишь бы мышей ловила. Другое дело, что на выборах пойдем «кормить» голосами ту, которая ловит лучше.
А пока серые сожрали все наши запасы, и в результате в 2017 году прошли конкурсы на ремонт аж целых шести (я не шучу) домов. Между тем годовой план 800 домов.
…Поправка была мною подготовлена еще в декабре 2015 года, в феврале 2016-го подписана первым заместителем губернатора С.Г. Гребенщиковым, в марте 2016 года согласована В.И. Назаровым и министром финансов В.А. Чеченко. Более того, губернатор написал «срочно согласовать» …И до сих пор бумаги лежат в минстрое и Заксобрании.