По воде (горячей и холодной), как мы уже писали, они фактически не изменились (только формально согласно правительственному постановлению добавилось водоотведение).
А вот по электроэнергии есть новости. В итоге сложных аппаратных споров и интриг разных групп влияния, интересы большинства которых очень далеки от интересов жильцов и жилищного хозяйства в целом, верх одержала позиция значительно (в разы) снизить норматив ОДН на электроэнергию (кроме общежитий).
Конкретно для своего дома (так как разные типы зданий) норматив вы увидите на сайте РЭК или в офисе энергосбытовой компании.
Мы – о сути. Что советуем теперь сделать.
Раз государство определилось на всех уровнях (Дума почти разрешила считать, как хотим – по счетчику или нормативу, область утвердила, какими конкретно эти нормативы должны быть), теперь наша очередь решать, как выгоднее жильцам.
Кстати, в прошлом номере, где пояснялись риски заниженного норматива на ОДН, мы не указали еще один важный вопрос. Суть в том, что при низком нормативе ОДН неминуемо погибнет муниципальное предприятие «Омскэлектро», и вот почему.
Напоминаем, что в городе (в отличие от села, где сети акционерного общества «МРСК Сибири») электроэнергия приобретается на оптовом рынке для нужд граждан и юридических лиц Петербургской сбытовой компанией и направляется от поставщиков к потребителям по сетям муниципального предприятия «Омскэлектро», многомиллиардные активы которого давно не дают покоя ряду воротил омского бизнеса. Горсовет не дает приватизировать предприятие, вот дельцы и идут окольными путями. Если кратко – это выглядит так: при пониженном нормативе ОДН убытки будут нести все три участника рынка: «Энергосбыт», «МРСК Сибири» и «Омскэлектро». Только положение у них разное. Юридически «Петербургская сбытовая компания» в лице ООО «Омская энергосбытовая компания» является так называемым гарантирующим поставщиком, то есть обязана при любой цене купить для всех нас электроэнергию. А «МРСК Сибири» и «Омскэлектр» – так называемые «сетевые организации» по передаче электроэнергии. По нынешнему законодательству продавать электроэнергию населению они не могут (с чем я до сих пор не согласен, но так прописал в 2005 году Чубайс).
Так вот, гарантирующий поставщик впишет нам свой выпадающий из-за низкого норматива ОДН доход в тариф на электроэнергию 2018 года, а вот сетевая организация такого права не имеет. Как хочешь, так и выживай.
И если «МРСК Сибири» работает не только в Омской, но и в десятке других областей, и сами объемы поставок по селу не столь критичны, то «Омскэлектро» вскоре обанкротится – вы об этом еще услышите.
Дело в том, что «Омскэлектро» будет получать от «Энергосбыта» деньги только за фактически признанные управляющими организациями ТСЖ, ЖСК объемы поставки электроэнергии. Раз счетчиков на большинстве домов не будет, этот объем будет определяться по нормативу, который теперь занижен. А закладывать свои выпадающие доходы в тариф 2018 года сетевая компания не может. Потом те же депутаты и должностные лица будут с умным видом говорить, что теперь нужно приватизировать данное предприятие, так как растут долги. И произойдет приватизация – опять в чьих-то буржуйских интересах.
А что же потребитель? У нас в этой мутной буржуйской воде свой интерес.
Председатель совета дома или любой другой жилец должен взять в управляющей организации либо в «Энергосбыте» данные об ОДН помесячно за прошлый год и сравнить с нормативами. Если норматив примерно равен факту или больше факта – ясно, выгоднее платить по прибору учета.
Но если расчет показывает, что норматив меньше среднегодовых показателей ОДПУ, то с вашим счетчиком может случиться что-то неладное. Никого ни к чему не призываю и тем более не советую, но знаю случаи, иногда под покровом темной летней ночи случается так, что прибор учета перестает работать, а в этом случае спустя три месяца (когда расчет по среднему за прошлый период) оплата будет производиться по нормативу.
Так что нам нельзя затягивать: в течение недели принять решение как выгоднее жильцам оплачивать – по прибору учета или по нормативу.
7. 1. Отступать некуда – агентский договор
Начались предвыборные встречи. Весь май общался с населением в Центральном округе. Приятно, что многие читают «Красный Путь», включая наши материалы по проблемам ЖКХ. Но я о другом: до чего довели народ, особенно в частном секторе. Дорог нет, света нет, тротуаров нет, автобусов нет. Так сложилось и в ЖКХ. Но если для строительства тротуара нужны тысячи, для дороги – миллионы, в ЖКХ не нужно ничего – работать не мешайте, господа чиновники! Ан нет – показывают свою власть и значимость.
Есть красная линия, как теперь модно говорить, за которую Общество потребителей отступать не будет, вплоть до порчи отношений хоть с кем.
Первый вопрос из числа чисто чиновничьего паразитизма своей должностью – «не хочу и не дам» – это так называемый агентский договор.
Что это такое? В Гражданском кодексе есть статья 1005, которая звучит так: «1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала».
Если по-русски, это означает простую вещь: я могу поручить соседу пойти за молоком и дать ему денег на эту покупку. А управляющая компания, ТСЖ, ЖСК могут заключить договор с «Энергосбытом», «Водоканалом», «ОмскРТС», чтобы те печатали квитанции на ОДН вместе со своей квитанцией на поквартирное потребление – то есть чтобы было как раньше, до 1 января 2017 года. В этом случае жильцам не придется платить известные 66 копеек, которые мэр добавил в тариф именно для организации расчета УК за ОДН.
Причем ресурсные организации согласны выполнять данные функции, поскольку они имеют персонал, программы, много лет печатали квитанцию, да и беспокоятся они о том, что потом из управляющей компании, а тем более из ТСЖ, попавшие туда деньги за воду, свет не очень-то быстро и вынешь обратно – пока суд и т.д. Даже денег с нас не просят.
Есть поручение губернатора, но один руководитель областного ведомства (фамилию которого я пока не называю, поскольку он человек добросовестный, просто вот тут не сошлись во мнениях – а люди страдают), уперся и говорит, что это незаконно (если кратко – он почему-то считает, что квитанция за квартплату должна быть именно одна, хотя такого нигде не прописано). Собирали несколько совещаний, но бывший министр просто молчал, так как мало чего в этом понимал, а тот руководитель уперся.
7.2. Отступать некуда – оплата отопления по факту
В субъекте Федерации может быть выбрана любая из двух схем оплаты за отопление для всех домов: по 1/12 в год равными долями с перерасчетом в январе следующего года, либо по 1/9 с оплатой только в период отопления. Как известно, в Омской области в свое время было подписано постановление о переходе на 1/9, но руководители ресурсных организаций, особенно сельской местности, убедили В.И. Назарова отменить документ (так как в при переходе на 1/9 в летнее время они оставались без средств для закупки топлива), и у нас осталась оплата по 1/12 полностью за год.
Но чем провинились жильцы домов, которые поверили Д.А. Медведеву, выполнили закон №261 «Об энергосбережении» и установили приборы учета? Большинство жильцов этих домов не хотят переплачивать, требуют оплаты по факту показаний прибора учета – а зачем тогда его ставили, платили собственные средства?
Во-первых, идет инфляция. Почему жильцы должны авансировать поставщика тепла? Во-вторых, если человек переехал или умер – он уже не получит перерасчета, да и проверять за 12 месяцев правильность сложно – это нужно хранить 12 квитанций и показания в них суммировать.
Потому, чтобы выйти из этой ситуации, не оставить без средств тепловые организации и не обидеть добросовестных потребителей, губернатор Омской области в феврале 2015 года принял компромиссное решение в духе требований Жилищного кодекса РФ, за которое ему были благодарны все омичи: передать решение вопроса на общее собрание. По общему правилу платим 1/12, но если есть решение собрания – оплачиваем по факту (напомню, это касается только домов со счетчиками тепла).
Два года всех все устраивало (жильцы были довольны, что платили по факту, тепловики получали свои деньги), но тут упомянутый выше руководитель одного областного ведомства вдруг сказал, что это незаконно и оштрафовал поставщика тепла за расчет по факту – естественно, тогда все поставщики тепла сказали, что с января 2017 года прекращают действие договоров на оплату по факту, так как никому не хочется получить штраф минимум сто тысяч рублей.
Надо сказать, что жильцов поддержали заместитель министра строительства и ЖКК Д.Г. Шикалов и председатель РЭК О.Б. Голубев, которые сказали, что компромиссное решение за два года показало свою реальность – ни одной жалобы не поступило. Ведь все делается строго по решению собрания. Кроме того, данный вопрос был мною подробно изложен заместителю министра строительства и ЖКХ России А.В. Чибису, и последний даже отметил, что нужно распространить передовой опыт Омской области. (В чем он передовой? Никого не заставляют. Все решает собрание – ведь если бы всех огульно перевели на факт – тоже неверно. В некоторых домах большинство составляют пожилые люди и голосуют против факта, так как зимой много платить). Это я по своим УК знаю.
На совещании 3 мая губернатор поставил точку. Он поручил министру строительства и ЖКК жестко переговорить с этим руководителем о невыполнении поручения, данного в ходе личного приема. Теперь жду, когда и над потребителями тепла с приборами учета прекратится издевательство.
Капитальный ремонт: где деньги Фонда? Законно ли перенесен ремонт 2017 года? – об этом в следующем номере газеты.