Сейчас работа практически закончена. Официально нормативы на ОДН, скорее всего, будут утверждены на заседании правления РЭК 30 мая (напомню: срок нам дан до 1 июня).
В прессе много спекуляций на тему – почему до сих пор не утверждены новые нормативы, причем многие откуда-то взяли, что они значительно уменьшатся и ждут эти нормативы.
Первое и главное. Кто хоть немного в теме, знает – мы бы давно их утвердили, если бы надо было, но мы не можем утвердить новые нормативы, пока Дума не примет поправку в п. 9.2. статьи 156 ЖК РФ, о которой мы писали подробно в первой публикации – ведь пока нет поправки, ровно с момента вступления в силу новых нормативов все должны тупо платить не по счетчику, а по нормативу. А людям это надо? Ровно потому мы ждем, когда думцы созреют принять документ, а они вот продлили срок поправок до 25 мая, не торопятся. Как Дума примет поправку, так и мы сразу утвердим нормативы.
Второе. Я лично вообще не понимаю ажиотажа вокруг этих нормативов – по-моему, он объясняется просто выборами. В связи с поправкой Думы по нормативу будут платить только дома без приборов учета (тут проблемы не вижу – электросчетчики, а вопрос в основном стоял про электроэнергию, есть в 98% домов), а также в случае, если прибор учета вышел из строя на срок более трех месяцев (первые три месяца считают по среднемесячному прошлого года). Ну, это нужно подобраться одновременно какой недобросовестной управляющей компании и председателю совета дома, чтобы за три месяца не увидеть, что счетчик не работает – значит, они показания не снимают.
Потому, если честно, нормальным домам, где счетчик, эти нормативы при наличии поправки Думы в ст. 156 вообще до лампочки.
Третье. Еще раз поясню, почему нормативы в принципе не могут существенно измениться.
Формулы, по которым считаем (что они идиотские не обсуждаем – про это мы достаточно писали) с 2012 года не изменились (они утверждены постановлениями в 2006 и 2011 годах). Количество и качество жилого фонда с 2012 года также не изменилось существенно – за это время сданы всего около 300 новых домов при общем их количестве под десять тысяч. Кто по алгебре хорошо учился – если формула не изменилась, численные значения не изменились – с чего меняться результату?
Для понимания также мы должны помнить, что нормативы на холодную и горячую воду приняты в 2014 году со снижением почти в 10 раз после нашего с депутатом А.А. Кравцом выезда в Верховный суд РФ. Эти нормативы посчитаны верно, тогда проверялись, потому они просто не изменились.
Соответственно, по водоотведению будет сумма, состоящая из нормативов на холодную и горячую воду.
А вот по электроэнергии норматив изменился в сторону снижения (кто забыл – этот норматив единственный, который мы не оспаривали в суде, так как он рассчитывался аналоговым методом). Произошло так по простой причине: в 2012 году для расчета взяли выборку домов с максимальным потреблением электроэнергии на ОДН, а теперь – взяли все дома.
А теперь – внимание, самое интересное – по инициативе заместителя председателя РЭК В.В. Тараненко в этот раз норматив по электроэнергии рассчитан, на мой взгляд, более справедливо, как мы его называем – «матрешкой».
Всегда (на воду так и осталось) норматив был примерно следующий: пятиэтажный дом – столько, 9-этажный – вот столько и т.д.
Но не нужно быть жилищником, чтобы понять, что все дома-то разные. Самый простой пример: есть пятиэтажки с чердаком (кто забыл – площадь чердака влияет на расчет ОДН, она входит в формулу), а рядом дом с плоской крышей без чердака вообще, и набор устройств в каждом доме различный.
Потому мы делаем эксперимент, надеемся, что потребителям понравится, так как более справедливо.
Суть эксперимента в следующем. Мы посчитали конкретно – вот, например, циркуляционный насос горячего водоснабжения (это кто хочет, чтобы из крана сразу горячая вода бежала) – вот такой норматив, на один лифт – вот столько, а если в подъезде два лифта (грузовой и пассажирский) – вам норматив больше.
Первый спор возник вокруг самого набора составляющих «матрешки». Вроде, включили все, кроме кабельных сетей, так как представитель «Оплота», директор ООО «Омские кабельные сети» О.Б. Афанасьев стал громко возмущаться, что они мало потребляют, имеют договоры на потребление электроэнергии. (Кто помнит – даже городской прокурор направил официальное представление, что они воровали электроэнергию). К сожалению, РЭК дрогнула и не включали данный расход в норматив. Если они не изменят позицию – Общество потребителей пойдет в прокуратуру и в суд, так как для меня очевидно – все лазейки для воровства электроэнергии сторонними организациями должны быть перекрыты, домофон включили, телеантенну включили, и только кабельные сети особенные. Это они еще не стали депутатами, а уже пытаются диктовать условия!
Второй спор касался предложения О.А. Рассомахиной дополнить таблицу нормативов еще одной строкой – категорией домов – «дома, в которых собственники применили новые энергосберегающие технологии» (иными словами, сформировать для такого рода домов норматив ниже, чем для всех остальных).
На первый взгляд, идея замечательная, и сначала это приняли, включили, однако когда стали разбираться более глубоко, возникли проблемы.
Во-первых, сколько процентов от всего оборудования должно быть энергосберегающим для того, чтобы к конкретному дому применить данный норматив – 50, 70 или все 100? Остановились на 80%, но тут нас ждал второй «облом» – заместитель руководителя РЭК А.В. Тихомиров резонно заметил, что прокурор может из-за данного пункта отменить весь норматив, поскольку этих 80% и вообще такого вида нормативов нет в федеральном постановлении, а мы можем работать только в его рамках.
Следующая неувязка носит чисто житейский практический характер. Добросовестная старшая по дому добилась применения энергосберегающих технологий, заменила все лампы, поставила датчики и т.д. К дому применен пониженный норматив. Потом она переезжает, старшего по дому нет. Постепенно жильцы по мере выхода из строя заменили энергосберегающие светильники обычными, датчики пришли в негодность. Кто, в какие сроки будет систематически обследовать почти 10000 домов – ведь этого нет в тарифе ни у жилищников, ни у ресурсников.
И главная лично для меня тема. Мы полгода копья ломаем, спорим – а на черта вообще нормальному дому, где есть совет дома, стоят приборы учета – этот самый норматив: любой – хоть даже пониженный – они ведь все равно по счетчику считают. Ну не может быть так, что дом энергосберегающий, а за прибором учета больше трех месяцев следить не будут – это единичные случаи.
Учитывая все эти причины, чтобы прокурор из-за малозначительного вопроса вообще не отменил приказ РЭК, данную строку было решено исключить. Следите за счетчиком, вовремя делайте поверку, и все у вас будет.
5. Всегда ли низкий норматив – хорошо для жильцов?
Так как наши материалы рассчитаны на грамотного и вдумчивого читателя, кто хочет на самом деле разобраться и не дать себя обмануть, расскажем о проблеме, которую в целях предвыборного пиара создала и спекулирует на ней самая наглая, бессовестная и жестокая часть правящего класса – кандидаты на выборах от так называемого «Оплота»: почему не сделать норматив еще более низким, таким, чтобы он был меньше, чем показания приборов учета большинства домов.
На первый взгляд – заманчиво – платить меньше, но это на первый взгляд. Сразу скажу – платить будем столько же, что при расчетном нормативе, но потом еще и больше за счет прихода монополиста.
И вот почему. Первое. Все нормальные старшие по дому и управляющие организации, а также ТСЖ (ТСН, ЖСК), в первый же месяц демонтируют приборы учета (кроме небольшой части домов, где потребление еще меньше и нового норматива – где не воруют).
Кто более порядочные, просто дождутся срока поверки прибора учета либо трансформатора – это 1-2 года – и не будут этого делать, тоже перейдут на норматив. (В ООО «Жилищник 9» и в ООО «Жилищное хозяйство», где встречался со старшими по домам на прошлой неделе – в обоих аудиториях вывод был один).
Второе. Демонтаж (иной вывод из строя) приборов учета приведет к еще более негативным последствиям. В природе не может быть так, чтобы где-то стало меньше и нигде не стало одновременно больше.
Раз фактические потери электроэнергии не оплатили жильцы данного конкретного дома, где убрали счетчик – кто-то должен все равно эту электроэнергию оплатить, и вот кто это будет.
Сначала финансово пострадает ООО «Омская энергосбытовая компания» (так как она купила на рынке и передала жильцам всю электроэнергию, а оплату получит только в пределах норматива). Представляю, как в этом месте возрадуется большая часть читателей, но не торопитесь.
Как ни странно, ежегодно с 2018 года в этом случае все воровство электроэнергии всем добросовестным плательщикам будут вкладывать в тариф на электроэнергию (при более высоком нормативе ОДН его оплатили бы фактические потребители данного дома). Дело в том, что существующая методика Федеральной службы по тарифам позволяет ООО «Омская энергосбытовая компания» (через так называемые потери в сетях) вкладывать выпадающие доходы в тариф следующего года, и РЭК обязана эти расходы принять.
Третье. Обанкротятся законопослушные управляющие организации, в первую очередь – на селе, а также часть ТСЖ (ТСН, ЖСК) – кто не демонтирует приборы учета либо подпадет под санкции ГЖИ.
Тем УК, которые сориентируются и успеют в ближайший период демонтировать приборы учета, в общем-то все равно – и еще работы меньше: по нормативу с жильцов получили – по нормативу отдали.
Но часть УК просто этого не сделают в силу характера руководителя (особенно на селе), а на части домов жильцы сами не захотят выводить из строя прибор учета (не все же старшие по домам «продвинутые» в вопросах норматива – они будут рассуждать так, что вот был прибор учета, он денег стоит, зачем его выключать – пусть УК платит разницу).
Кроме того, руководитель ГЖИ С.В. Плисов уже сказал, что за вывод приборов учета из строя (где будут жалобы) будет штрафовать до 250 тыс. рублей – а сельской УК чтобы развалиться и половины этой суммы хватит.
Четвертое. Как следствие развала части УК и перехода части домов существующих УК в разряд нерентабельных из-за дополнительных расходов на погашение разницы по ОДН на электроэнергию на воровство увеличится количество «брошенных» домов, и, соответственно, недовольство населения бездействием властей, так как заставить УК взять дом сегодня никто не может.
Вывод. Если не хотим снятия приборов учета и последующего хаоса, норматив должен быть при любом раскладе несколько выше среднего показатели приборов учета по данному типу домов.