– Умеет переживать – уже хорошо. Будем работать дальше! – считает Николай Дмитриевич, оптимист, верящий в своих учеников, каждый из которых для него – подарок. Почти всех в оркестр привел сам. Почти всех – случайно. Саша Слободченков, возвращаясь из школы, пел, когда руководитель оркестра шел мимо. Слова «Снова стою одна...» мальчик выводил ровненько, попадая в ноты. Так Саша стал оркестрантом. Да не простым – главным. Впрочем, главные в оркестре все. Николай Дмитриевич убежден: каждый должен знать, что он необходим. Потому и внушил Саше, что его инструмент – тарелки – кроме прочего, еще и самый дорогой.
– Чистая правда, – улыбается он.
Тарелки куплены за 25 тысяч рублей. По общим меркам сумма, может, и небольшая, по сельским – огромная. После пожара в местном Доме культуры в 2011 году от оркестра с пятидесятилетней историей остались только люди. Но коллективу отвели новое место обитания – актовый зал школы, и взрослые как-то сами собой отсеялись. Оркестр стал новым и юным. Инструменты собирали, где могли: помогли клубы района, люди, меценаты. Николай Дмитриевич говорит:
– С маленькими интересно. Приятно видеть, как они растут, меняются, как становятся большими людьми.
Строитель будущего
Создавать оркестровые коллективы Плещеву не впервой. Тут он мастер. Первый духовой сбил в ремесленном училище в 1960 году, куда пошел сразу после окончания семилетки. Жили с бабушкой. Отца и не помнит, мама, родив мальчика в победном году, его судьбой не интересовалась. Педагогическое училище окончил с отличием и благодарностью за приобщение товарищей к искусству. В колонии для несовершеннолетних Саратовской области молодой педагог учил музыке малолетних преступников. Осужденные пацаны с израненными душами и больной психикой вдруг вспоминали, что они дети. Кто-то поднимал голову, сопротивляясь обстоятельствам. Кто-то стал человечнее.
– Это не я, это музыка, – уверяет Плещев.
Слесарь, сварщик, арматурщик – многое пришлось освоить Плещеву. Очередной объект – птицефабрика в Таврическом Омской области. Закончив стройку, понял, что уехать не может – тут его судьба по имени Лидия. Директор процветающего Сосновского совхоза Григорий Вирич в 1978 году ездил по стране, собирая лучшее: опыт, идеи, людей. Удивился, когда совсем рядом, в райцентре, обнаружился человек, умеющий делать сложную музыку доступной каждому.
Играли тогда в духовом оркестре Плещева все: механизаторы, животноводы, студенты училища, специалисты хозяйства. Многих из них Николай Дмитриевич помнит по сей день. Про судьбу каждого знает. Не так давно по приглашению выросшего ученика был во Владивостоке. Посмотрел город и... получил в благодарность автомобиль, на котором теперь и передвигается. Жалеет об одном – всех оркестрантов в нем не разместишь, они и не в каждыйто автобус входят: три десятка мальчишек.
– В оркестре чем людей больше, тем лучше, – Николай Дмитриевич мечтательно прикрывает глаза.
В каждом звуке – эпоха
У Сосновского оркестра немало побед. В 1987 году стал лауреатом Всесоюзного фестиваля народного творчества. Через два года представил культуру области на ВДНХ в Москве.
– Память хранит самые трудные победы, – говорит руководитель.
Случается, сосновцы гастролируют по области. Ни одно сколько-нибудь важное мероприятие района не обходится без их образцового коллектива, звание которого уже новым составом подтвердили в 2014 году. Но приглашения на российские и международные фестивали сосновцы отвергают: вывезти большую группу детей в другой город, тем более страну, накладно. Родителям не потянуть, отделу культуры не справиться. А в прошлом году международный конкурс «Сто друзей» проходил в Омске. Повезло. Отдел культуры выделил автобус, который... сломался перед самым выездом. Шофер, видя растерянные лица ребятишек, четыре часа упорно ремонтировал непослушную технику. Сосновцы успели... в пустой зал. Зрителей уже не было, артисты разбрелись в ожидании итогового слова жюри. Плещев еле упросил выступить. И пацаны играли так, что члены жюри встали, чтобы аплодировать маленьким, но сильным музыкантам, играющим настоящую музыку. Сосновский духовой оркестр стал лауреатом 1й степени.
…Плещев до сих пор помнит, как четвероклассником в далеком 1968м, забежав в ДК имени Лобкова, остолбенел, услышав вживую «Прощание славянки». Месяц ходил на репетиции к взрослым, надеясь, что позволят быть с ними. Усатый дирижер духового эстрадного оркестра сжалился над белобрысым мальчишкой в потертой рубахе и вручил старую трубу: «Дуй. Научишься – приходи». Плещев научился и пришел. Как сейчас приходят к нему его ученики, его друзья, его пацаны – каждый своим путем. И давно подросшие пацаны оркестр не забывают. Величая Плещева привычно Батя, приходят и играют. Пожалуй, чаще других – 45летний Вячеслав Засорин, работник железной дороги. Его сыновья уже университеты окончили, а он дует с сегодняшними мальчишками на самых ответственных выступлениях.
– Сегодня я счастлив, – говорит Николай Дмитриевич. – Рядом со мной мои дети и дело, которому мы служим, – музыка...
Галина СИБИРКИНА.