На пленарном заседании Госдумы РФ депутат Андрей Алехин предложил исключить на территориях, не являющихся труднодоступными, многодневное досрочное голосование, которое позволяет беззастенчиво манипулировать голосами избирателей:
– Суть предлагаемой поправки – убрать пункт 2 статьи 65 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав», который предполагает многодневное голосование. Основания следующие. При ДЭГе (дистанционном электронном голосовании) нет необходимости в многодневном голосовании. Второе. Многодневное досрочное голосование должно быть только на труднодоступных территориях. Пункт 1 статьи 65 позволяет это производить. К сожалению, [есть факты] многочисленных нарушений, которые допускает власть при многодневном голосовании. Как пример – Омская область. На сегодняшний день вся Омская область, оказывается, это – «труднодоступная территория». Голосование идет 12 дней: семь дней в территориальных избирательных комиссиях, пять дней – в участковых избирательных комиссиях. Причем так проходят выборы не только в Омский горсовет, но даже в поселениях, где число избирателей 500–1000 человек. Тоже 12 дней голосуют. Тратят колоссальные бюджетные деньги. Зачем? Вот пример выборов, которые у нас проходили 13 апреля в связи с ликвидацией сельских поселений. Протащили закон, и сегодня у нас губернатор активно ликвидирует поселения. Поэтому 13 апреля проходили досрочные выборы в 15 районах. Нам объясняли, что досрочное голосование необходимо для повышения явки. Ничего подобного. 35% в целом по 15 районам. Никакого увеличения явки не произошло. Причина очень простая. Им нужно было привести бюджетников. Их возили в ТИК на автобусах. Говорят: «Ковид… И так далее». Все с точностью до наоборот. Когда в 2022 году у нас были выборы в Омский горсовет, люди по два часа в очереди стояли. Их на автобусе привозили в территориальные избирательные комиссии, и они по два часа в очереди стояли. Без масок. И голосовали. В районах вообще вопиющие примеры. Село Сосновское Таврического района Омской области. 30 километров от райцентра. Бюджетников возили на автобусах из этого села в территориальную избирательную комиссию в райцентр, хотя в самом селе есть избирательный участок. Кормиловка – райцентр Кормиловского района. По 200 человек привозили в ТИК – школа один, школа два, детская спортивная школа, больница и так далее. В ТИК ночью эти бюллетени остаются без контроля. Мне кандидаты говорят: «Точно знаю, что в досрочке за меня голосовали». Но когда «высыпают досрочку» для подсчета голосов – ничего подобного нет. Поэтому, уважаемые депутаты, призываю вас поддержать данную поправку, заключил Алехин.
Что показательно: за поправку Андрея Алехина голосовало 74 депутата (всего же в Госдуме РФ 450 депутатов). Остальные «избранники» вообще не голосовали – ни «против», ни «воздержались».
Пресс-служба
Омского обкома КПРФ.
Наш
комментарий
Необходимость поправки, которую внес первый секретарь Омского обкома КПРФ, депутат Госдумы Андрей Алехин, вполне очевидна. Это – многочисленные нарушения, которые допускаются в ходе такого голосования. Коммунисты и непарламентские гражданские активисты неоднократно обвиняли власть в нарушениях, то есть, по сути, в фальсификации выборов. Причем Омская область по части таких нарушений – впереди планеты всей. Что и показали недавние муниципальные выборы, проведенные, можно сказать, на руинах разогнанных губернскими властями поселковых Советов. Нам объясняют: такая многодневная система позволяет повысить явку на выборах, сделать их максимально легитимными, вовлечь как можно больше населения в процесс формирования органов самоуправления, дать возможность людям высказать свою гражданскую позицию. Да ну! Что, правда?
Следим за руками
Явка на выборах в пятнадцати районах Омской области составила всего 35 процентов избирателей. Примерно как обычно. Никакого роста явки не произошло. Зато на участки в нужное время и нужное место активно привозили бюджетников. Грамотно проинструктированных, конечно.
С точки зрения оппозиции, результата и смысла в таких выборах нет. Явку не увеличили, зато потратили больше денег на многодневное голосование: это и оплата работы членов избиркомов, и затраты на подвоз бюджетников... Нет результата.
А с точки зрения власти, результат как раз есть. Затратились, провели выборы с нарушениями, но в итоге протащили своих, попридушили оппозицию в муниципальных Советах и получили подконтрольные органы самоуправления. Просто и со вкусом.
А ведь это далеко не единичный случай. Таких по России много. Пересчитать – пальцев не хватит. Поэтому и настаивают коммунисты, что досрочное голосование длиной чуть не в полмесяца нужно отменять.
Все логично? Ан нет.
Румяный критик мой
У депутата-коммуниста тотчас появился оппонент. Это первый зампред руководителя фракции единороссов Дмитрий Вяткин – верный, громкий и безотказный рупор кремлевской власти. Автор ряда законов, которые, по факту, ограничивают гражданские свободы в России. В общем, против нашего депутата выставлен боец опытный, который многое приобрел и которому есть что терять.
Г-н Вяткин свел принципиальный вопрос к мелкой казуистике.
– Все, что касается примеров, которые вы приводите, – заявил он Андрею Алехину, – то они к досрочному голосованию не имеют никакого отношения. А все, что касается конкретных фактов организации избирательного процесса в том или ином месте, то они должны становиться предметом для рассмотрения соответствующих ведомств, структур, избирательных комиссий вышестоящего уровня. А если надо, то и правоохранительных органов: пожалуйста, предъявляйте. [Поправку] предлагаем отклонить.
То есть позиция власти в данном случае, как говорится, не пойман – не вор. Досрочные выборы организованы так, что нет законодательно прописанного механизма, гарантирующего сохранность бюллетеней в ТИКах и в момент передачи их в участковые избирательные комиссии. Ну а то, что реальной необходимости у большинства «бюджетников» тащиться в рабочий день в райцентр и голосовать досрочно вместо того, чтобы нормально прийти на избирательный участок в день выборов, это уже как бы и не нарушение. Зато власть получает те результаты, которые ей нужны.
А теперь – затаим дыхание. Депутаты голосуют. Каков будет итог?
«За» поправку Алехина – 16% депутатов Госдумы. «Против» – ноль. Воздержавшихся – ноль. Так, при молчании большинства ягнят… то есть, пардон, депутатов, поправка была отклонена. Поправка, которая ставила хоть какой-то барьер фальсификациям на выборах. Промолчали все: ЛДПР, единороссы, «Новые люди»… Все промолчали. Кроме КПРФ. Но их голосов оказалось недостаточно, чтобы преодолеть застенчиво молчащее большинство.
Это многоходовочка
Итак, сперва подконтрольная Кремлю Дума продавливает закон о многодневном голосовании, при котором возможны нарушения. Дальше – власти забалтывают проблему, искусно сводя ее к мелким отдельным случаям в разных регионах, то есть снижают градус полемики и под шумок протаскивают своих депутатов-марионеток, которые заведомо примут любые нужные власти решения.
А потом говорят избирателям: ну чего обижаться-то? Расслабьтесь. Голосуйте по нашим правилам, в случае нарушений обращайтесь в избирком высшего уровня или даже к правоохранителям. Наша правоохранительная система – самая честная в мире. Обращайтесь. У нас же в стране демократия. Условная такая – электронно-досрочная демократия.
Сродни шулерству за карточным столом, где так и норовят облапошить тебя, дорогой ты наш избиратель. Как пел Высоцкий: «А в колоде козырей четыре масти; они давай хватать тузы и короли»…
Владимир ПУШИЛИН.