Как проводятся собрания в садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ)? Это ни для кого не секрет. Эти мероприятия необходимы руководителям (правлению) для придания «законности» процессам ежегодного, а возможно и чаще, денежного сбора, либо утверждения тех или иных важных для СНТ документов. Интернет пестрит советами, каким образом оформить итоговые документы. Никакого контроля со стороны властей за деятельностью председателей СНТ не существует.
Это могут подтвердить граждане, попытавшиеся таким способом защитить свои нарушенные права садовода, члена СНТ. Не счесть случаев, когда, обратившись в правоохранительные органы или органы власти с просьбой пресечь нарушения требований законов РФ в конкретном СНТ, граждане получали ответы-отписки об отсутствии полномочий и рекомендации самим решать проблемы. То есть, по мнению чиновников, проблемы садоводов должны решаться внутри коллектива СНТ. Однако все упирается в то, что законодатель предположил, что БОЛЬШИНСТВО членов СНТ – люди разумные, ответственные, законопослушные, и соответствующим образом сконструировал ФЗ №217 о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. То есть чиновники и правоохранители, привыкшие жить «по команде» сверху, даже если знают о преступлениях имущественного или экологического характера в СНТ, касающихся конкретного руководителя и подчиненного ему коллектива садоводов, никаких мер воздействия не принимают.
Остается один лишь способ – обращение в суд.
В разных СНТ, там, где председатель руководит исключительно с целями личной наживы, уровень стяжательства может отличаться на порядок, также различна степень «молчаливого терпения» рядовых садоводов. Немало примеров превращения общественной организации в «кормушку» для ее руководителя. Вот в СНТ «Содружество» Октябрьского округа (не путать с одноименными СНТ в других округах города!) на протяжении уже многих лет идет противостояние группы садоводов с председателем СНТ. Так, при изучении судом оформленных в СНТ «Содружество» итогов заочного голосования на одном из собраний, был установлен факт «участия» уже умершего человека, собственноручно(!?) заполнившего бюллетень. Тем, кто не верит, что воскрешение возможно, стоит обратиться к председателю этого СНТ. Переехавший в наш регион из соседнего государства, Михаил Забитович Сулиев, сам никогда членом данного СНТ не был, хотя «на посту» с 2008 года, земельные участки, начиная от «стартового», оформлял на своих родственников. Члены СНТ обвиняют его в злоупотреблениях, начиная с фальсификации итогов якобы проведенного общего собрания и заканчивая необоснованными списаниями денежных средств и имущества, по их мнению. Несогласные с самоуправством обращаются в суд с требованиями признать решения о денежных поборах, оформленных как «членские взносы», недействительными.
Надежным вроде аргументом требования истцов, удовлетворяемого судом при наличии доказательств, является признание недействительным решения собрания, его итогового документа, на основании отсутствия КВОРУМА. В очередной раз, получив исковое заявление и наняв на деньги садоводов юриста, М. Сулиев придумал способ «оправдаться», получить кворум не фактическим, а математическим способом. Как? Да очень просто: всех граждан, ставших владельцами земельных участков в СНТ после 2012 года, объявил «нечленами» СНТ! Больше сотни граждан, подавших заявления о вступлении и получивших от председателя членские книжки, оплачивающих членские взносы, считающих себя добросовестными, равноправными садоводами, по прихоти одного человека, лишились достаточно значимых прав. Кстати, «росчерком пера» исключили из членов СНТ даже некоторых членов правления.
Эти события произошли недавно, в ходе рассмотрения Октябрьским райсудом г. Омска очередного иска о признании недействительными сфальсифицированных итогов собрания членов СНТ. Оформленные как «Реестр» (так поименован документ) списки членов СНТ, с указанием отсутствия членства напротив почти 40% фамилий, суду представила юрист, действующая по «доверенности», выданной М. Сулиевым. Сам председатель судебные заседания игнорирует, так же как и предыдущие. Ежемесячно получая в СНТ заработную плату, руководитель волен сам определять степень своего участия в судебных разбирательствах, касающихся его деятельности.
Регулярно обращаться в суд садоводы вынуждены, поскольку председатель взял за привычку по несколько раз в году вывешивать объявления о якобы состоявшихся собраниях членов СНТ и очередных поборах. Каждый раз суд требует от председателя (точнее, его представителя) представить «Реестр членов СНТ», который он или иное ответственное лицо обязано не только иметь, но и постоянно вести. Многократные судебные тяжбы нисколько не помогли. Хотя на заявлениях о приеме в члены СНТ двух, видимо, особо важных для него персон, председатель наложил резолюцию: «Принять». Другие заявления просто лежат у него «в коробке», часто без даты обращения, указания имени-отчества и других необходимых для идентификации и ведения «Реестра» данных. Почему такое стало возможным в СНТ, образованном в 1988 году тремя коллективами – «Омским НИИД», «ОНИИП» и «ОмскАвиаПроект»?
Отсутствие в перечне противоправных действий руководителей СНТ опирается на нежелание многих владельцев садовых участков в СНТ самим наводить порядок в организации. Но кто-то «повязан» с председателем еще не оформленными самовольными земельными захватами, кто-то не хочет ссориться с соседом, опасаясь за сохранность своего имущества. В итоге страдают сами граждане от необоснованных поборов.
Уместно тут напомнить: вскоре после победы в Гражданской войне, первых опытов социалистического строительства, укрепления власти выборных органов – Советов народных депутатов, лидер страны И. Сталин, выступая в Свердловском университете, констатировал: «Рабочие и крестьяне уже не те, что в период военного коммунизма». (см. «Сочинения», И.В. Сталин, ОГИЗ, М. 1947, т. 7, стр. 170). А ведь от эпохи военного коммунизма тогда отделяло менее 5 лет! Не знаю, какие у И. Сталина в 1925 году были возможности слышать чаяния простого народа, улавливать умонастроения, но, судя по всему, секретарь ВКП(б) был не далек от истины. Сегодня же многие, увы, граждане уже привыкли все проблемы сваливать на самых высоких начальников. Если 100 лет назад за пятилетие мирного развития Советской власти в стране появился новый тип крестьянина, хозяйствующего на своей земле, участвующий в решении государственных задач через выборные органы власти, то сейчас мы видим обратный процесс – многим абсолютно безразличны творимые беззакония от имени якобы «общественной организации» мелких землевладельцев, даже если они отражаются на их благополучии. «Моя хата с краю» может действительно довести «до края». У некоторых ломаются судьбы, людям просто негде жить, но часто более благополучные соседи даже не оборачиваются на крики о помощи.
История массового садового строительства на омской земле не должна закончиться плачевно, а для этого многим садоводам нужно, по крайней мере, выйти из спячки, стать поистине Товарищами в своих Товариществах.
Тимофей ЗУБАРЕВ.