Житейская ситуация. Лет 30 назад было бы невозможно такое представить.
Пожилая омичка по дороге в магазин заметила возле скамейки чем-то наполненный пакет, уже слегка припорошенный снежком. На обратном пути, спустя полчаса, увидела, что пакет все так же лежит, на том же месте. Потрогала осторожно – обувь. Детская. Вокруг никаких озорующих ребят нет, спросить некого. Решила взять пакет и в полицейском «стакане» передать сержанту – пусть ищет потеряшку. Но полицейский пост оказался пуст. Значит искать нужно самой. Придя домой, раскрыла пакет – точно: пара детской обуви, явно не по сезону. Значит, сменка. Никаких тетрадок, дневника, учебника – только обувь. Как искать?
Место, где лежал пакет, равноудалено от двух школ. А еще есть спорткомплекс, куда также мог направляться ребенок. Женщина решила повесить объявления о находке, написала их черным маркером на листках, указав свой номер телефона, взяла скотч и ножницы и направилась в ближайшую школу. Ту самую, которую сама когда-то окончила. На входе пожилой охранник сначала не понял, о чем речь. Пришлось два раза объяснять цель визита. Но все равно без толку. Мимо проходил учитель, мужчина помоложе. Выслушав женщину, решил, что той нужен скотч. «Да нет же, скотч у меня с собой. Вы скажите, куда можно объявление повесить?» – объяснила омичка.
– Это вам к директору надо, – ответил учитель.
В кабинете директора, совсем не таком, как во времена учебы нашей героини, когда школой руководила Лидия Федоровна, за многие годы работы учительницей воспитавшая как минимум два поколения проживавших в округе омичей и получившая ответственную должность уже на пике своей карьеры, когда бывшие ее ученики сами, став родителями, приводили в школу своих чад, – в кресле восседал молодой, пышнотелый мужчина. Объяснив цель визита, женщина акцентировала вопрос: «Вы скажите, куда можно объявление повесить?» Но предложение хозяина кабинета: «Принесите пакет сюда, мы разберемся», – обескуражило посетительницу. «А если ребенок не из вашей школы? Мало ли откуда он мог идти?» «Объявление с указанием телефона я не могу позволить прикрепить на школе. Не добившись хоть какого-нибудь результата, женщина покинула здание.
Была бы в кабинете, нет, не Лидия Федоровна, хотя бы похожая на нее педагог, наша героиня доверила бы находку ей, но реакция молодого директора на ситуацию, случившуюся с ребенком, обескуражила ее. «Привык все себе тащить, вон и кабинет импортной дорогущей мебелью заставил – все за счет родителей…» – подумала, но вслух сказала: «Хотела, чтоб под Новый год у ребенка и его мамы на одну радость больше было: потеря нашлась. Но никому, кроме меня, видимо, это не нужно».
Короткая история, а проблемы отразились глобальные. Если раньше в городе было «Бюро находок» и горожане знали, как им поступить с найденной вещью, то сейчас этой службы в нашем городе нет, бесплатных объявлений СМИ не размещают. Но я больше о другом – о равнодушии и отзывчивости. Омск должен быть на деле культурным городом. Не на бумаге. В том числе помогая жителям оставаться законопослушными гражданами. А пока что у конкретного ребенка неприятности из-за собственного разгильдяйства или чужого злонамерения, а у его родителей, возможно, осложнения из-за незапланированных расходов. А могла быть радость. Обычная человеческая радость от того, что по соседству в городе живут порядочные люди.
Тимофей ЗУБАРЕВ,
омич.