Сейчас чиновники в высших эшелонах власти активно, подражая президенту, заговорили о роли русского языка, о соответствующих словарях. Но чем же вы ранее занимались, граждане?
Как-то в похабную, уже в постперестроечную пору после уроков подошли ко мне шестиклассники – взволнованные, с раскрасневшимися от возмущения лицами. Заговорили хором:
– Вы только посмотрите, что пишут в этом словаре. Стыдно читать такое…
Открываю наугад первую попавшуюся страницу – 422. Читаю: секонд-хэнд, сексапильность, сексбомба, сексология, сексменьшинства. Дальше – больше! Мастурбация – стр. 227, презерватив – 357, эякуляция – 537… Продолжать не хочется – противно. Привожу лишь выходные данные этого «словаря». Школьный орфографический словарь (сост. Т.М. Жукова – М: ЗАО Издательство Центрополиграф: ООО «Полюс», 2002 г.). И дальше авторское пояснение: «Словарь предназначен для учащихся школ, гимназий и лицеев, так как содержит большинство тех слов, что необходимы именно им при обучении в повседневной жизни и могут вызвать затруднения при написании и произношении».
А так ли уж эти слова и многие другие необходимы учащимся «при обучении и в повседневной жизни…»? Сомневаюсь! Словарь изобилует иностранными терминами, взятыми напрокат явно из репертуара «новых русских» и в угоду им. К примеру, мажордом, хотдог, бутик, маклер, бомонд, спич и т.д. Есть слова невразумительные, непонятные, редко встречающиеся в нашей «повседневной жизни»: бонзай, бонтон, аболиционист, тезаурус, халцедон… В описываемом пособии для школьников можно найти слово «трахнуть (ся), – ну (сь)». Боюсь и предположить, какое-такое значение слова имели в виду «продвинутые» составители столь вольного словаря. Дети часто слышат по телевизору с одним определенным значением.
Печальные делаешь выводы, когда всерьез задумываешься над судьбой родного языка, языка Пушкина и Гоголя, Лермонтова и Тургенева, Гончарова и Чехова, Шолохова и Паустовского. Общество должно быть непримиримо к тем, что пытаются искоренить язык наших пращуров, уничтожить нашу духовность, нашу великую нацию. Вот почему вопросы речи, вопросы языка, вопросы культурного возрождения и оздоровления нации суть первородные вопросы. И сейчас нужны особые усилия власти, чтобы вывести страну хотя бы на уровень 70-х годов. Верните нам, господа-«демократы», страну высокой культуры и интеллекта, страну где было лучшее в мире образование, где было много очагов культуры и библиотек, где мы слышали правильную русскую речь!
Слова писателя-философа XIX века К.С. Аксакова звучат и сегодня по-новому, мудро и обнадеживающе: «Самобытное мышление, сознание самих себя, сознание русского начала жизни, выразившейся в народности, в общественности, в истории, в языке – вот наше дело; оно пробуждает в нас вновь русского человека, так долго спавшего».
Леонид СЕНЬКО,
ветеран
педагогического труда.