На прошлой неделе Омский городской Совет принял проект
бюджета города на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов
До этого документ выносился на общественные слушанья, на которых было сделано несколько конкретных предложений. В частности, разговор шел об увеличении расходов на снабжение школьников учебными пособиями, о выделении средств на благоустройство отдельных территорий и др. Впрочем, в принятый проект бюджета эти предложения не вошли, так как пока речь шла лишь об общих цифрах доходов и расходов.
Директор департамента финансов администрации города Омска Ольга Илютикова, представляя проект бюджета, подчеркнула, что его сумма является рекордной. Доходы запланированы в размере 38,5 млрд рублей. Расходы – 39,2 млрд рублей.
Действительно, в проекте бюджета на 2023 год эти цифры составляли около 29,811 млрд и 31,201 млрд рублей. Однако хитрость состоит в том, что к концу года городской бюджет обычно значительно увеличивается за счет поступлений из вышестоящих бюджетов. В решении того же горсовета об исполнении бюджета за 2023 год фигурируют уже цифры около 40,781 млрд руб. доходов и 40,962 млрд руб. расходов, то есть за год сумма увеличилась практически на треть.
В проекте бюджета на 2024 год значилась сумма доходов 35,2 млрд рублей, расходы – 35,4 млрд. Отчета об исполнении бюджета за 2024 год еще, естественно, нет, но плановые цифры уже достигли более чем 44 млрд руб. Вполне вероятно, что и к концу 2025 года окажется, что реальная цифра доходов городского бюджета превысит 45 млрд руб.
Такой рост «городской казны» в течение года связан, прежде всего, с поступлениями денег по различным программам и национальным проектам. То есть чиновникам городской администрации придется активно шевелиться, «добывая» деньги для бюджета у «вышестоящего начальства». Собственно говоря, вся система межбюджетных взаимоотношений в России построена на том, чтобы максимально лишить самостоятельности и возможностей маневра низовые звенья.
Плановые цифры доходов – это те деньги, которые остаются у муниципалитета после «распределения» налогов и неналоговых поступлений. Наиболее «весомыми» налоговыми источниками для Омска являются земельный налог – 1,169 млрд руб., налог по упрощенной системы налогообложения – 4,582 млрд руб. и, самое главное, НДФЛ – около 9,555 млрд руб. Причем эти девять с половиной миллиардов – это лишь 15% от общей суммы налога, который собирается в городе. Остальное уходит в регион. Естественно, что областные программы, профинансированные налогами горожан, реализуются в том числе и на территории города и через городской бюджет. Такая система позволяет минимизировать «самодеятельность» городских администраций, превращая мэров в «вице-губернаторов по городу». Так работает система и «вертикаль власти».
Уже сейчас запланированы расходы в размере 16,775 млрд рублей за счет межбюджетных трансфертов. Это – обязательное финансирование, подкрепленное федеральным законодательством. Сколько еще получит город сверх того, пока не известно.
В проекте бюджета определены и основные параметры расходной части. Выступая перед депутатами, Ольга Илютикова подчеркнула, что бюджет сохраняет «социальную направленность», более 62% от него будет направлено на решение социальных вопросов. Меньше – никак, пусть бы чиновники и хотели где-то «сэкономить». Но не получится. Муниципальные программы социальных направлений приняты, и их нужно финансировать.
Кстати, по оценкам специалистов, для полноценного финансового обеспечения всех муниципальных программ и устойчивого развития города нужно не менее 70 млрд рублей в год. Те суммы, о которых идет речь сегодня, недостаточны. Однако дополнительно будет получена далеко не такая сумма. С этой точки зрения тем более обидно, что целый миллиард рублей в бюджете заложен на обслуживание долговых обязательств.
Еще один момент, который нельзя не отметить. Порядка 3 млрд рублей бюджет города выделяет для обеспечения различных льгот, в том числе и налоговых. И, если в отношении социально уязвимых групп населения это оправдано, то в отношении бизнеса – не особо. Однако при учете, что львиная доля депутатов Омского горсовета – представители того самого бизнеса, особенно связанного с жизнеобеспечением горожан, общественным транспортом и торговыми комплексами, то за многими как бы «социальными» льготами кроются интересы определенных групп предпринимателей.
И еще один момент, который подчеркнули и Ольга Илютикова, и председатель Омского горсовета Владимир Корбут. В прошлые годы городской бюджет действительно «прибавлял» по ходу исполнения на 25-30 процентов. Насколько «щедрыми» будут вышестоящие бюджеты в 2025 году, неизвестно. Поэтому пока финансисты мэрии рассчитывают только на уже утвержденные доходы. Планируемый дефицит бюджета невелик. А расходные статьи гарантируют лишь самый минимум, уровень «выживания», не больше.
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.