В Законодательном Собрании региона состоялись публичные слушания проекта бюджета Омской области на 2025 год
Розовые очки министра финансов
О том, что бюджет будет дефицитным, эксперты говорили в кулуарах давно. Но предмета для публичного разговора не было. Слухи есть слухи.
На слушаниях обнародованы конкретные цифры. Теперь есть о чем пообщаться.
Первоначальные параметры бюджета на 2025 год составили 137,6 млрд рублей по доходам, 138,1 млрд рублей – по расходам. Дефицит – 548 млн рублей – планируется профинансировать за счет инфраструктурного бюджетного кредита. То есть Омская область превратится в должника.
Правда, по словам главы регионального Минфина Вадима Чеченко, оснований для паники нет.
Как подчеркнул Чеченко, бюджет имеет социальную направленность, более 60% от общего объема расходов приходится на три госпрограммы – по образованию, здравоохранению и социальной поддержке населения.
Дорожный фонд Омской области в проекте бюджета сформирован в объеме 11,9 млрд рублей. С учетом дополнительно поступившей федеральной субсидии и пересмотра налоговой службой прогноза по акцизам на нефтепродукты общий объем дорожного фонда уже в первом чтении бюджета будет увеличен до 16,9 млрд.
Инвестиционные расходы областного бюджета в первоначальном проекте сформированы в пределах 5,5 млрд рублей, из них 3,9 млрд – собственные средства. Основной объем инвестиций в 2025 году приходится на объекты здравоохранения, образования и спорта – 1,5 млрд рублей, и на объекты транспортной и инженерной инфраструктуры – 2,9 млрд.
По итогам распределения федеральных средств между регионами, утвержденного в Госдуме во втором чтении федерального бюджета 14 ноября, на 2025 год Омская область дополнительно получит 19,5 млрд рублей.
На что тратим?
На деятельность главы региона и регионального правительства в бюджете заложено 1,2 млрд рублей. Эти расходы ощутимо вырастут.
Функционирование губернатора обойдется областному бюджету в 632,5 млн рублей (в прошлом году – 532,6 млн). В эту сумму включается зарплата главы региона, аренда квартиры, расходы на командировки, техническое обеспечение деятельности, госзакупки для рабочих нужд губернатора и др.
Расходы на деятельность Законодательного Собрания вырастут меньше и составят 351,4 млн рублей (в прошлом году – 317 млн).
Деятельность представительства Омской области в Москве при федеральном правительстве обойдется омичам в 126,7 млн рублей.
На обеспечение здравоохранения в бюджете предусмотрено 23,9 млрд рублей.
На развитие культуры – 5,6 млрд.
Развитие системы образования обойдется в 37,4 млрд рублей, спорта – 2,2 млрд, труда – 24,5 млрд рублей.
Потребности министерства региональной безопасности оценены в 1,2 млрд рублей. Это столько же, сколько уйдет на содержание губернатора и облправительства.
На выборы всех уровней в бюджете 2025 года заложено 322 млн рублей.
На первый этап строительства Красногорского гидроузла планируется направить более 650 млн рублей, на содержание метро и аэропорта в Федоровке – более 140 млн.
Почему возник дефицит?
Словом, все хорошо, прекрасная маркиза. Но почему же тогда бюджет дефицитный?
«Имеет место очковтирательство, – считает депутат Законодательного Собрания от КПРФ Владимир Виниченко. – По факту бюджет напоминает тришкин кафтан. Омская область – дотационный регион, и он не получил дотации из федерального бюджета в полном объеме. Нужно увеличивать доходы за счет развития региона, а собственных прорывных проектов нет. Судя по цифрам, на развитие направляются миллиардные инвестиции, а существенной отдачи не видно».
Обратимся к цифрам. По итогам января – августа объем промышленного производства Омской области увеличился на 2,8% к уровню аналогичного периода 2023 года за счет обрабатывающих производств. Но все понимают, что ключевая составляющая – это переработка нефти и производство нефтепродуктов. А что остальное?
Объемы производства пищевых продуктов снизились к уровню января – августа 2023 года на 0,4%, химических веществ и продуктов – на 2,6%, готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования – на 35,5%, минеральной продукции – на 15,5%, электрического оборудования – на 58%, текстильных изделий – на 13,8%.
Производство молока за январь – август 2024 года сократилось на 3,6%, мяса – на 3,4%, яиц – на 2,2%.
Причины понятны: нерадостная ситуация в животноводстве. Поголовье крупного рогатого скота по состоянию на 1 сентября 2024 года сократилось на 7% по отношению к уровню аналогичного периода, в том числе коров – на 5,5%, птицы – на 6,4%, свиней – на 0,7%.
Судя по прогнозам, такие тенденции сохранятся и в будущем году.
Также Владимир Виниченко обратил внимание на высокие размеры государственного внутреннего долга Омской области, который необходимо обслуживать.
Однако Вадим Чеченко отметил: «При действующей ключевой ставке Банка России на уровне 21% годовых привлекать банковские кредиты в целях финансирования расходов бюджета и увеличивать объем существующих рыночных обязательств неэффективно и нецелесообразно. Поэтому в бюджете 2025 года дополнительное привлечение коммерческих заимствований предусмотрено только на погашение задолженности по бюджетным кредитам – в размере 1,7 млрд рублей. В 2026 – 2027 годах коммерческий долг увеличивать не планируется».
Но есть нюанс. Верхний предел внутреннего госдолга Омской области на 1 января 2025 года прогнозируется в размере 73,2 млрд рублей, в том числе коммерческие заимствования – 27,1 млрд рублей.
Поэтому наш собеседник Владимир Виниченко оценивает ситуацию как крайне тревожную.
«Еще пара лет такой политики, и в Омской области нужно будет вводить внешнее управление», – говорит он.
Может быть, это сказано излишне резко. Мы выскажемся более осторожно. Сложная экономическая ситуация в стране не позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.
И Омская область вряд ли сможет остаться островком стабильности.
Рассмотрение бюджета в первом чтении состоится в региональном парламенте 28 ноября.
Владимир Пушилин.