Годовщина Великого Октября. Вышел на улицу, чтобы поговорить с людьми на эту тему. Встретились, поговорили.
Галина Чечерова, пенсионерка, 84 года (и ее краткий курс новейшей истории):
– Всегда относилась хорошо к Октябрю. Образование было тогда бесплатное, на юг ездили, отдыхали в Одессе. Фильмы были хорошие. Все дешево, все мило. Квартира была почти бесплатно. Ну да, Советская власть подарила бесплатно двухкомнатную квартиру. Тарифы по-божески, какие-то копейки платили, все в одной квитанции, а не в десяти. А сейчас нас дурят, и не разберешься, никаких денег скоро не хватит.
После революции, как я знаю, жить стало хорошо. А до 1917 года по-другому: было неравенство, люди трудились на господина. После революции освободились. Но затем, через некоторое время, зажрались люди, новой жизни им захотелось. Разрушили все.
А теперь сами по себе ходят, помалкивают.
Сергей Таран,
инженер на оборонном заводе, 62 года:
– Седьмое ноября не праздник уже. Раньше это был день единения. Народ был сплоченный, дружный. Все вместе. А сейчас – остались мы: бабушки, дедушки. Ну, может, сидим по кухням… Ну, кто-то отмечает праздник, кто-то нет… Все не то, раздрай кругом. Что впереди? Не знаю…
Вот надо бы Думу разогнать с этими дармоедами!
Игорь Слюенко,
студент-историк, 23 года:
– А что за праздник-то будет? (Товарищу.) Чего-чего ты сказал? 7 ноября? (Хохот.) Блин, точно. Я просто монархист. (Друзьям.) А че вы смеетесь? Слушайте. Я считаю, что если бы не Октябрь, у России было бы больше преимуществ. Например, Германия после Первой мировой не боялась бы красной угрозы. Не пришли бы к власти нацисты. (Спорное утверждение. – Ред.) Не было бы Великой Отечественной войны… (Пауза.) Вы че ржете-то все время, мужики? Я не прав? Сейчас революция тем более не нужна. Лучше автократический режим какой-то… Потому что военное противостояние сегодня идет. И уж если мы начали, то должны победить.
Александр Бурыкин, охранник, 56 лет:
– Октябрьская революция – это зашибись. В каком смысле зашибись? Помню: ходили на демонстрации, все были вместе. Была идея справедливости. И не на словах. У меня отец состоял в КПСС, мать тоже... Люблю то время. Нужна ли революция сейчас? Погоди-погоди-ка… А ты откуда? Ты депутат, наверно в горсовете сидишь? Или, может быть, ты провокатор?
Алексей, товарищ Александра, пенсионер, 65 лет (язык слегка заплетается):
– Мы всем довольны! Октябрь – да, я помню: шарики, демонстрации, настоящее единство... А щас? Щас все хорошо, Путин мой лучший друг, никакой революции нам не надо. Только масло вот подорожало. (Оба собеседника громко смеются.)
Григорий Закладный, студент-историк, 22 года:
– Я 7 ноября не праздную. Тем более сейчас это не государственный праздник. Ни смысла в нем нет, ни соответствующей праздничной обстановки. Как отношусь к Октябрю? Я за демократический дискурс. Но да, признаю, что левые идеи, коммунистические в том числе, завоевывают позиции во всем мире. И все благодаря Октябрю. Идея социальной справедливости привлекательна для многих людей.
Монархист-историк
Игорь Слюенко
(повторно
вмешиваясь в диалог):
– Конечно, леваков становится больше! Многие считают, и я в том числе, что сейчас нет предпосылок для иного тренда. Но мы – монархисты – должны драться, как дралась за свои идеалы Черная сотня, драться до конца. Хотя и потерпим поражение, мне это понятно… Хотя бы потому, что монархия была основана на религии. На принципе «всякая власть от Бога». Сейчас в мире ведут наступление левые. Но! Они разобщены… Да… А вы, кстати, какое издание представляете? «Красный Путь»? О-о! Но вы член КПРФ? Нет? Как не член? А так разве можно у вас? Вот
ка-а-ак… (Из реплики явствует: собеседник перепутал КПРФ с тоталитарной сектой. – Ред.)
Елена Горовая, политолог, 45 лет:
– Раньше всей семьей отмечали этот праздник – Октябрьскую революцию; сейчас нет. Бабушка и дедушка были коммунисты, выписывали «Красный Путь», голосовали за Зюганова. Я голосовать не ходила. Считаю, бесполезно это. Дедушка и бабушка умерли. Cейчас праздник не отмечаем. Что праздновать? Рост цен? Войну? Повышение пенсионного возраста? И так проблем выше крыши. Молюсь в храме, чтобы все хорошо было. В новую революцию не верю. (Мужу, махнув рукой.) А ты нет? Веришь? Ну, делай как знаешь.
ОТВЕТ
Такой вот опрос. Теперь ответ.
Пока что властям удается разобщить людей и затуманить многим из них мозги. Правда, не до конца. Многие помнят и любят Великий Октябрь, понимают, что именно благодаря той революции люди стали жить лучше.
А вот тем, кто сегодня у власти, этот праздник оказался настолько неприятен, что даже красный день календаря перенесли с седьмого ноября на четвертое. Но прошлый опрос, посвященный Дню народного единства, наглядно показал: нет никакого единства между эксплуататорами и подневольным людом. А вытеснить из людской памяти Великий Октябрь не удалось и не удастся.
Другой вопрос, что народ устал, часто скован страхом, не понимает, что происходит сегодня и к чему придем завтра.
Терпеть не могу кого-то поучать или зазубривать кабинетные формулы. Но уверен: вылечить мозги одурманенных людей все-таки нужно. Мозги тех людей, которые еще способны лечиться. Которые в состоянии понять, что спасение гибнущей страны – в строительстве социального государства. В социализме.
С наступающим праздником!
Денис ЗАХАРЧЕНКО.