Жители газифицированных домов в северных районах области вновь под ударом. Их грозят отключить от газоснабжения этой зимой. Власти обеспечить жителей относительно дешевым топливом по-прежнему не в состоянии.
Случаи
Например, Тара. Улица Вавилова. Семья, семь человек, пятеро из них дети. Поверили в свое время посулам властей, перешли на газовое отопление. Были отключены прошлой зимой.
В морозы, то есть в самый критичный период. Не только отопление отключили – чего мелочиться, но и газовые плиты тоже. Пищу готовить не на чем.
Таких случаев много. Их реестр – с адресами, фамилиями, периодом отключений – ведут тарские активистки. Во главе группы несогласных – двое депутатов Тарского горсовета от КПРФ.
Мы побеседовали с одной из них – Ириной Чунининой.
– Погодите, – говорит, – подниму статистику. На газ в свое время перевели около четырех тысяч потребителей в трех северных районах – Тарском, Тевризском, Знаменском. Сейчас с газом – 2658 абонентов. Без газа – 1073. Отключают всех без разбора: многодетных, малоимущих, инвалидов. Говорят, в морозы падает давление в газопроводе. Ничего поделать нельзя.
– Но ведь власть обязана предложить альтернативу. Люди не могут остаться без тепла и без работающих газовых плит, – удивляюсь я.
– Альтернатива есть, – отвечает собеседница. – Дрова, уголь, электроэнергия.
Машина дров – около десяти кубометров – обходится в 27 тысяч рублей. Электроотопление еще дороже.
У собеседницы эмоции зашкаливают. Ком в горле. У Ирины мать – инвалид I группы. Квартиру перевели на электроотопление. Всего за время отопительного периода приходится платить 62 тысячи рублей. Правда, полагается компенсация в 21 тысячу. Остается еще сорок одна. Деньги сумасшедшие, но кого из чиновников или торговцев дровами это волнует? Им тепло и уютно.
А вы, простолюдины, наскребайте деньги на отопление и ругайте чиновников. Только высказывайтесь осторожнее, дабы не наговорить на статью. Власть становится год от года суровее.
Великое надувательство газификации
Напомню для молодежи историю с газификацией северных районов Омской области, из-за которых сыр-бор.
Знаменка, Тара, Тевриз. В девяностые годы губернатор Леонид Полежаев фонтанировал творческими проектами и активно строил «потемкинские деревни».
За некоторые из них расплачиваться приходится до сих пор.
Северные районы Прииртышья нуждаются в дешевом топливе: летом, чтобы готовить еду, а зимой – еще и обогревать жилища. И тут Полежаеву пришла в голову идея осчастливить северян: провести в районы газ. Используя Тевризское газоконденсатное месторождение, разведанное в советские годы.
Правда, советские исследователи сочли месторождение неперспективным: газа недостаточно, давление начнет падать, возникнут проблемы.
Пиар на газификации северных районов развернули мощнейший. Денег потратили (наших с вами, замечу) – немало. А через несколько лет давление стало падать. И вот теперь – тысяча отключенных… Но уже при других губернаторах.
Попутный вопрос: Полежаев не знал, в какую авантюру втягивает региональную власть и простых людей? Значит, был профнепригоден.
Или знал? Скорее всего, знал. И логика мышления понятна. «При мне газифицировали, делали людям добро, а другие губернаторы после меня пришли – и пшик. Вспомните же обо мне». И не доставайтесь вы никому…
Браво, гусар.
Ходоки у Путина
Господи, кому я это рассказываю? Правительству? Как говорил один из героев фильма «Кин-дза-дза»:
– Правительство на другой планете, родной.
Но тарские активисты дошли не только до правительства, бери выше: до президента. Скинулись на поездку, отправили ходоков.
К царю ходоков не пустили. Но. Допустили к чиновнице из департамента по приему граждан при президенте РФ. Встретились, поговорили. Чиновница была изумлена и сильно сочувствовала. «Да что вы? Да неужели у вас в Омской области такое творится?»
Ее не то сняли, не то перевели на другую работу. В департаменте по приему граждан следующую делегацию принял молодой функционер, равнодушный и отстраненный, как герой фильма «Духлесс». Он демонстрировал легкую усталость оттого, что вынужден общаться с сибирскими ходоками. Вопрос о проблемах газифицированных районов Омского Прииртышья не сдвинулся с мертвой точки. Ни молодой функционер, ни сам Путин его не решили. Не говоря о преемниках Полежаева, которые долго были не в силах понять, что делать.
«Большой газ»: аллилуйя! или нет?..
После долгих переговоров и бюрократических проволочек областным властям удалось договориться с Газпромом о строительстве нового газопровода. Жители северных районов будут получать по нему природный газ из тюменских месторождений: «большой газ». Эта идея, обсуждалась давно, еще незадолго до падения СССР. Но потом реформаторов увлекли другие проекты.
И вот губернатор Виталий Хоценко пояснил омичам:
«Началось строительство стратегически важного объекта для газификации омского Севера. До конца 2024 года достроят газопровод до Большеречья, газ смогут получить свыше 7 тысяч семей и 25 котельных. Дальше газопровод протянут до Тарского района, а к концу 2025 года обеспечат газом Знаменский и Тевризский районы».
Так неужто Газпром все-таки разрулит вопрос снабжения северных прииртышских районов голубым топливом, а Виталий Хоценко сможет поставить себе «пятерку» в дневник за то, что «совместно с Газпромом» помог людям и решил проблему, оставшуюся в наследство от Полежаева?
Местные активисты не уверены. Говорят, до Тары-то газопровод, скорее всего, дойдет, а вот Знаменка и Тевриз могут и не получить тюменский газ в нужном объеме. Секретарь Тарского райкома КПРФ Олег Балаганский поясняет, что у специалистов есть вопросы и к качеству газа, и к диаметру газопровода. То есть к его пропускной способности.
Между тем на Тевризском месторождении спешно ремонтируют скважину №5, чтобы хоть как-то восстановить давление газа.
Но ремонт идет, а отопительный сезон начался. Температура воздуха падает, а цены на те же дрова уже взлетели.
Но – отдадим должное – чиновники о населении все-таки позаботились. А именно: развесили объявления, что надо быть готовыми к переходу на альтернативные источники теплоснабжения этой зимой. Спасибо за «ценный» совет.
Со своей стороны тарские активисты не складывают оружие, бьются за права и дожимают власть, которая стала делать хоть что-то. Отступи на шаг – и власть о тебе забудет. Поэтому остается одно: не отступать, не сдаваться!
Владимир Пушилин.