Омску наконец повезло с губернатором – очень творческий человек Виталий Хоценко. Без устали фонтанирует идеями, как улучшить город и область
Обычно у омских губернаторов три камня преткновения: метро, гидроузел и аэропорт. Каждый новый со времен Леонида Полежаева, все это затеявшего, продолжает их «строить», зарывая все больше, но умудряясь без конца получать финансирование. Правда, все три пункта разом не обещали ни Назаров, ни Бурков: выбирали одиндва. А Виталий Хоценко объял необъятное: в прошлом году выделил более 120 миллионов рублей из областного бюджета, чтобы к концу 2024го решить, то ли превращать метро в трамвай, то ли нет. Обнадежил первой очередью гидроузла к 2025му и новым аэропортом – к 2028му. Подумал немного и пообещал еще заняться самой длинной набережной в России, о которой грезил его предшественник Александр Бурков, сообщив, что несколько представителей бизнеса готовы вложиться в этот проект.
Чужих идей Виталию Павловичу оказалось мало, он стал рождать свои. Причем удивительные. В апреле анонсировал строительство баннооздоровительного комплекса, каких еще Омск не видывал – аж на 360 мест. Зачем нам еще одна частная баня к примерно двум сотням уже существующих, да еще под эгидой правительства, неясно. За это время в Большеречье закрыли муниципальный баннопрачечный комбинат, где мылись и стирали одежду жители частных домов, у которых нет бани и душа, но это не вызвало отклика в губернаторском сердце.
Зимой, когда омичи совершенно обалдели от нечищеных дорог и забитого до отказа транспорта, Хоценко вдруг озаботился, что городу не хватает красок. Посулил перекрасить троллейбусы в зеленый цвет, трамваи – в красный, автобусы – в оранжевый. Прогубернаторские каналы активно сообщали, что работа началась, в марте власти заключили контракт на поставку 44 автобусов, оранжевых прямо с завода, на сумму 1,44 миллиарда рублей. То есть сейчас «апельсинов на колесах» уже должно быть прилично. Но кто и где их видел, кроме провластных СМИ и губернаторских соцсетей? Сколько денег потрачено на этот ребрендинг, и что собственно закрасили, кроме глаз омичей, тоже осталось загадкой. Зато плату за проезд в транспорте повысили за это время уже два раза.
К концу лета у губернатора возникла новая идея – построить центр серфинга. Инвесткомитет Омской области, как он пообещал, даже окажет московскому инвестору меры господдержки, «включая предоставление земельных участков без торгов или налоговые льготы». Видимо, хороший человек, надо помочь. Но трудно поверить, что 70 тысяч человек со всей России ринутся в Омск кататься на досках. Не нужны им моря и озера, если есть на свете город, «тихий, как сон, пылью тягучей по грудь занесен»?
Удивительно, как единодушны гении в восприятии нашего города – Федор Достоевский писал про омскую пыль за целый век до Роберта Рождественского. Еще удивительнее, что наш современникгубернатор, ратующий за развитие туризма, будто не замечает ни грязи в городе, ни бесконечных выбросов, ни вырубленных деревьев в парках, а теперь и возле кинотеатра Маяковского... Эй, вы там, наверху, скажите ему ктонибудь, что поющие ртом «звездочки», все лето навещающие Омск за бюджетные деньги – это не те туристы, которых надо привлекать в город.
– Вернуть Омской области статус настоящей жемчужины Сибири, одного из ведущих регионов России, крупного промышленного и культурного центра можно лишь тогда, когда власть повернется лицом к человеку, – обещал Виталий Хоценко год назад, озвучивая свою предвыборную программу, главными тезисами которой были рост доходов омичей, доступное и комфортное жилье, качественные услуги здравоохранения.
До главного, похоже, у него руки пока не дошли. Наверное, заняты соцсетями, которые, по признанию провластных СМИ, он ведет сам, называя «тяжелейшей работой». Поворачивать власть лицом к человеку он начал с соцсетей, да так, похоже, и застрял там. Потому что ничем иным, как любовью к красивым картинкам эти странные идеи не объяснить. Самаясамая баня, оранжевый автобус, фото на гребне волны, счастливые люди на праздниках в период коронавирусных ограничений, которые в Омске все не кончаются – это красиво же? Вести блоги управленцев учат и в «Школе губернаторов» Высшей школы государственного управления, и на конкурсе управленцев «Лидеры России», проекте президентской платформы «Россия – страна возможностей».
Надо отдать губернатору должное: в соцсетях он просто виртуоз. Его посты люди активно комментируют. Пишут, правда, не о том Омске, который он показывает, а о том, что Осташково продолжает заливать водой от золоотвала ТЭЦ‑5; что «стопроцентно готовую» школу №104 закрыли спустя неделю после 1 сентября, потому что рухнул потолок; что тариф ЖКХ в области повысился больше, чем в других регионах России, в отличие от зарплат; что дети в Кормиловке вынуждены ходить в школу прямо по трассе, а в Москаленском районе из 57 деревень только в 29 есть централизованное водоснабжение…
Чиновники, разумеется, вслед за губернатором завели столь же лучезарные страницы в соцсетях и вслед за ним же перестали отвечать страждущим человеческим, а не канцелярским языком, хотя изначально Хоценко сам же и призывал быть ближе к людям. Но основа рекламы, пиара и самопрезентации в сетях – не комментарии, а именно красивая картинка. Ради нее ничего не жаль. К 1 сентября, например, Хоценко сделал широкий жест, выделив более 120 миллионов рублей на ранцы и канцтовары омским первоклассникам: всем подряд, и тем, кому надо, и тем, кто сразу бросился их продавать. Каждый комплект обошелся в 4935 рублей, как счастливо сообщали СМИ. А продают омичи их в три раза дешевле, потому что на Алиэкспресс нашли точно такие же за 550 рублей, подсчитав, что вместе с канцелярией весь подарок обошелся тысячи в полторы. Такой скандал омичи раздули в соцсетях, что минобраз прямо в выходной пообещал направить официальный запрос компании, почемуто, кстати, оказавшейся единственной участницей торгов.
Не повезло с народом, бывает. В школах управленцев не учились, в красоте не понимают, все требуют чегото приземленного – то воды, то газа, то дорог. А если бы не они, какой бы прекрасный образ получился! Нечто среднее между массовикомзатейником, Бэтменом и мудрым дедушкой. Побывал на закрывающемся молокозаводе «ВНИМИСибирь», и он – раз! – начал работать дальше! Разрисовал трансформаторную будку на фестивале уличного искусства, и все забыли, по каким колдобинам приходится добираться до микрорайона, где он проходит. Зажег газовый факел в Черлакском районе, и проблемы 500 человек, оставшихся без газа после взрыва трубы на улице 18я Линия, гдето за гранью сознания.
Но интересно все же было бы узнать в деле, что еще умеет Виталий Павлович, кроме как гнать волну в будущем серфингцентре и соцсетях. В конце концов в программе «Школы губернаторов», кроме самопрезентации, есть и стратегическое планирование, и учет финансов, и закупочная деятельность, и коммуникации…
Наталья ЯКОВЛЕВА.