Итак, прошло чуть меньше двух лет с момента избрания депутатов VII созыва Омского горсовета, а из 40 «народных избранников» отсутствуют четверо. То есть 10% жителей Омска вообще никак не представлены в горсовете. Хотя отсутствие на их округах депутатов как таковых они могли и не заметить.
Давайте вернемся к истории VII созыва. Как вы помните, вместо хорошо зарекомендовавшей себя «смешанной системы» выборов чиновники от «внутренней политики» решили использовать одномандатную. Цель? Не дать избраться депутатам-коммунистам.
Все соцопросы перед выборами показывали, что как раз коммунистам отдают предпочтение до 36–40% избирателей. Это вполне согласовывалось с федеральными данными о том, что до 40% россиян придерживаются социалистических взглядов. То есть выборы по партийным спискам уверенно давали бы 6–7 мест для представителей КПРФ. Конечно, при этом власть могла бы «пропихнуть» 1–2 спойлеров от КПКР, как это получилось у чиновников на проходивших за год до этого выборах в Законодательное собрание области. Но все равно меньше 6 депутатов-списочников от КПРФ в Омском горсовете не было бы.
Какое-то количество «списочных» мест получили бы ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Новые люди». Да и наверняка организаторы избирательной кампании просчитывали, что представители КПРФ при отсутствии фальсификаций могли одновременно победить и в нескольких одномандатных округах. Все это создавало риск для «Единой России» – в Омском горсовете у нее не оказалось бы квалифицированного большинства. То есть «партии власти» нужно было думать, договариваться, идти на какие-то компромиссы, что единороссы просто не умеют. Они умеют лоббировать свои бизнес-интересы и голосовать по команде из мэрии.
В результате власти продавили переход на одномандатную систему выборов. Вдобавок были использованы многие из существующих грязных технологий. Например, «сушка» выборов и «карнавализация». Через СМИ и соцсети омичам внушали, что депутаты вообще ничего не решают, от них ничего не зависит, и большая часть кандидатов – это какие-то «городские сумасшедшие».
У «коммроссов» было «время покоса бабла», эта партия-спойлер массово продавала услуги по регистрации кандидатов-однофамильцев. Больше половины наших кандидатов получили в соперники «двойников» от КПКР. Причем, что забавно, спойлерскому бизнесу на однофамильцах позавидовали и в «парламентских» партиях. Против нашего Ивана Федина однофамильца выставила не традиционный дилер, КПКР, а «Справедливая Россия». А на 14-м округе двойник по фамилии Гавриленко баллотировался и от «Единой России» – там «команда губернатора» играла за «самовыдвиженца» Половникова, который после избрания, естественно, вступил во фракцию ЕР.
Как итог: горожане, насмотревшись на весь этот «предвыборный цирк», не рвались голосовать. Чтобы явка была не совсем уж позорной, бюджетников в принудительном порядке гнали на досрочное голосование, которое по некоторым округам дало вообще до половины бюллетеней. Причем у активистов КПРФ есть большое подозрение, что в помещении Ленинской ТИК произошла подмена бюллетеней. Для этого была достаточно большая техническая возможность.
О приводе сотрудниками КТОСов «лояльного» избирателя я уже не пишу.
В результате в депутатских креслах оказались 35 единороссов, три «справроссовкие» дамы-блондинки, также входившие в «команду губернатор», и один самовыдвиженец, быстренько ставший единороссом.
Теперь вопрос: кому нужны депутаты в Омском горсовете? Ради кого старались политтехнологи? Представители управляющих и транспортных компаний, владельцев офисных зданий и бизнес-партнеров регионального мусорного оператора, немного «бюджетников и КТОСовцев… В общем, представители тех структур, чьи взаимоотношения с мэрией и призваны контролировать депутаты. Как вы думаете, много они там наконтролируют?
То есть была создана структура, которая позволяла распоряжаться бюджетом города Омска так, чтобы общественность не могла ничего узнать до того момента, как ее поставят перед фактом. Зато губернатор Александр Бурков имел влияние на каждого из этой своей «команды», зная за каждым «грешки». Что моментально стало понятно после смены губернатора.
Сложно надеяться на то, что Виталий Хоценко в чем-то лучше Буркова. Но депутаты горсовета – это не его «команда». Как итог: постоянная угроза уголовного преследования для значительной части депутатов. Правда, пока не сел никто, но вдруг оказалось, что депутатские мандаты нашим «избранникам» не очень-то и нужны!?
Заключил контракт с Минобороны и уехал в зону СВО замгендиректора АО «Омский речной порт» Константин Качанов (округ 40). Поступок, конечно, хороший. Но если человек хотел стать солдатом, то зачем надо было участвовать в выборах? Впрочем, в СМИ упорно пишут, что решение Кочанова отправиться на СВО не следствие вдруг прорезавшегося патриотизма, оно может быть связано с интересом к нему со стороны правоохранительных органов.
Сложила депутатский мандат и глава КТОСа «Центральный-3» Ирина Ковалева (округ 26). Причем формулировка – «по семейным обстоятельствам».
Пошел на повышение, став министром здравоохранения области, Дмитрий Маркелов (округ 23). Конечно, делать карьеру ему никто не запретит, но более чем на полгода округ остался вообще без депутата.
Уехал в другой регион гендиректор медиахолдинга «Слово» Павел Корольков (округ 11). Когда-то была, если помните, как бы общественная организация, а по сути, объединение политиков с общими бизнес-интересами, «Оплот». При Виталии Хоценко влияние «Оплота» падает. Первыми «сумели покинуть Омск» придумавшие «Оплот» политтехнологи Сергей Старовойтов и Андрей Ткачук. Лидерство перешло к бизнесмену Дмитрию Павлову, но в последнее время его позиции в городе снижаются. Особенно это стало заметно после его задержания по делу о незаконном выделении ООО «Кедр» земель в парке 30-летия ВЛКСМ. Поэтому «оплотовцы» стараются оказаться как можно дальше от омской политики.
Был задержан, но не сел бывший гендиректор «Кедра» и депутат по округу №12 Дмитрий Сахань. Собиралась, но так и не собралась на СВО депутат по округу №10 и тоже «оплотовка» Инна Гомолко. И все же похоже, что к Новому году в Омском горсовете освободится еще одно-два места.
Впрочем, нас сейчас не интересуют уголовные дела с фигурантами из числа депутатов Омского горсовета. Кто-то сядет, кто-то «искупит кровью», кто-то найдет себе другое теплое место. Важнее другое.
Сейчас – лето, время ремонта коммуникаций. Одна из основных обязанностей депутатов горсовета – контроль за этим ремонтом, работа с жалобами жителей, которые, как ни странно, хотят зимой жить в теплых домах с работающими водопроводом и канализацией.
Идут капремонты, но, увидев воровство и приписки со стороны управляющих компаний, люди тоже не найдут, кому написать обращение. На округах 11, 23, 26 и 40 горожанам просто не к кому обратиться со своими коммунальными проблемами! Депутатов нет и не будет до осени, а на двух округах – до весны.
При «смешанной» системе выборов такая ситуация исправлялась за счет «списочников», бравших на себя обязанности ушедших однопартийцев. Но властям, управлению внутренней политики понадобилось продемонстрировать «победу над коммунистами» и «выход Омска из красного пояса». Что ж, формальный результат они получили. Но как работает гомункулус, созданный по грязным предвыборным технологиям? Делает ли он хоть что-то для своих избирателей?
Тут – вопрос.
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.