Красный путь
Красный путь

Вагончик тронется, зерно останется

Этой осенью к падению цены на урожай зерновых, удорожанию ГСМ и увеличению экспортных пошлин добавились проблемы с логистикой. «Русагротранс» прогнозирует увеличение объема перевозок в вагонах-зерновозах до 29 млн тонн, при этом стоимость логистики буквально взлетела. Как складывается нынче ситуация с перевозкой зерна? Директор компании «Русагротранс» Алексей Барбариуш отмечает, что за первые 6 месяцев года перевозки сельскохозяйственных грузов достигли 7,9 млн тонн – это абсолютный рекорд за последние 11 лет. Резкое увеличение объемов привело к тому, что популярные направления оказались перегружены, а оборачиваемость вагонов, в которых перевозят зерно в глубоководные порты Черного моря, снизилась. Раньше срок доставки составлял 19 суток, теперь же он увеличился до 27 суток. Железнодорожные пути забиты, вагоны с зерном идут гораздо дольше, что в целом замедляет отгрузки. В чем же причина? Дело в том, что поставщики сменили направление экспорта с Европы на Китай, на страны Ближнего Востока, Африку. Вместе со снижением скорости перевозок зерна по железной дороге, как и следовало ожидать, увеличилась стоимость аренды зерновозов. По оценкам ИЦО (Информационный центр операторов), после начала уборки ставка аренды зерновоза превысила 4000 рублей/вагон, а в сентябре цена выросла еще на 25%. При этом приобретать собственные вагоны-зерновозы становится весьма накладно, так как начальная цена на заводе уже превышает 7 млн рублей за один вагон. Не каждому предпринимателю это по карману. Особо следует сказать о сибирских аграриях: сейчас им очень сложно, ведь этот регион и так логистически отрезан от рынков сбыта, а в текущей ситуации доставка зерна усложняется еще больше. Так считает президент группы компаний «Новосибирская продовольственная корпорация» Александр Тепляков. В недавнем интервью он отметил, что на внутреннем рынке востребованность сибирского зерна крайне слабая, тарифы на железнодорожную перевозку зерна из Сибири до портов и приграничных терминалов очень высокие. В августе тариф до порта Высоцкий составлял 4 тысяч руб./т, а теперь это уже почти 8 тысяч руб./т. Впору хвататься за голову. Дорогая логистика приводит к сокращению экспорта сибирского зерна и его накоплению на складах, хотя экспорт зерна из Сибири – это привлекательное для аграриев направление и продукция очень востребована на рынке Китая. Эксперты связывают повышение тарифов и удорожание новых вагонов с ростом объемов отгрузки, а также с предстоящими списаниями старых вагонов до 2030 года. Поднялись тарифы и на автоперевозки: по сравнению с 2022 годом их рост составил 30%. Причины этого – сокращение количества перевозчиков, рост цен на топливо, удорожание содержания и увеличение цены новых грузовых автомобилей. Средний тариф составляет порядка 25–30 руб./км, например, перевозка зерна из Тюмени до Новосибирска будет стоить около 32 тыс. руб. Как аграрию продавать зерно сегодня и не разориться на логистике? В ближайшее время не стоит ожидать, что ситуация на железной дороге улучшится. Нехватка локомотивов, вагонов-зерновозов и высокая загруженность стальных магистралей продолжат негативно сказываться на рынке. Накопление зерна на складах также ведет к снижению цен на него. Внутренний же спрос на зерно остается довольно умеренным. Где же выход? Некоторые эксперты считают, что перспективным направлением станет переработка зерна. Основная масса поступающей с полей пшеницы относится к категории продовольственной, поэтому может быть переработана в муку. Мощностей для переработки в России в избытке, но необходимо позаботиться о соответствующей упаковке и соблюдении требований перевозки. Продажа переработанного зерна не облагается пошлиной и может реально подсобить сельхозпроизводителю в текущей ситуации.

Елена КРАСНОЛУЦКАЯ. «Правда», №113.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех