В библиотеке имени Пушкина состоялся «круглый стол», посвященный новым веяниям в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На мероприятие, организованное совместно Омским УФАС России, Торгово-промышленной палатой и Союзом предпринимателей Омской области, собрались руководители и юристы более десятка крупных управляющих компаний Омска. Новости на «круглом столе» рассматривались, как водится, две: хорошая и не очень.
Наконец-то поставлена точка в многолетнем споре, должен ли региональный оператор вывозить мусор после субботников. Коммунальщикам пришлось заключить договоры с другими организациями, оплатив их работу за счет денег, собранных с собственников квартир. Омское УФАС России вынесло решение о том, что ООО «Магнит» злоупотребил доминирующим положением на рынке услуг по обращению с ТКО. Доказывать это пришлось долго, но апелляционная и кассационная инстанции встали на сторону антимонопольщиков и потребителей, оставив без изменения решение суда первой инстанции (дело №А46-11559/2022).
– Позиция регионального оператора заключалась в том, что он обязан вывозить отходы только из контейнеров, – рассказала Галина Ситникова, начальник отдела защиты конкуренции омского Управления ФАС. – Кроме того, региональный оператор уверял, что вывоз растительных остатков не предусмотрен, и собственники отходов обязаны обеспечить вывоз всех отходов после субботника по отдельным договорам, включая собранную в мешки опавшую листву, за свой счет. Это мнение распространялось не один год, официальная позиция регионального оператора длительное время была на его сайте. Ведомству же удалось доказать, что растительные отходы от работ по уборке придомовой территории, в том числе при проведении субботника, «Магнит» обязан вывозить по тарифу по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО – мешки с опавшей листвой, собранные при работах по уборке придомовой территории и складированные внутри контейнерной площадки, вывозить по установленному тарифу. Исключение составляют отходы от проведения других работ при уходе за зелеными насаждениями, в том числе во время субботника – от работ по обрезке, вырубке, посадке-пересадке древесно-кустарниковых посадок, которые подлежат вывозу по отдельным договорам, по нерегулируемой цене.
Председатель комитета Торгово-промышленной палаты Омской области по правовой поддержке предпринимательства, директор юридического центра «Знак качества» Алена Штайнбрехер отметила, что управляющие компании тщетно пытались решить этот вопрос самостоятельно:
– На мой взгляд, только коллективные обращения и совместные действия способны изменить положение дел. Несмотря на то, что рассматривалась ситуация 2021 года, УФАС теперь вправе по любой подтвердившейся жалобе – от жильцов, УК или чиновников – возбуждать административные дела и штрафовать «магнитовцев» по подобным действиям. Так что у коммунальщиков появилась реальная возможность вернуть напрасно потраченные деньги, а также экономить в дальнейшем, тщательно фиксируя нарушения регоператора. В этом мы готовы помочь.
Новость «не очень» заключается в том, что с 1 сентября 2023 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом №71, в том числе в Жилищный кодекс РФ. Вообще, их задача – усиление безопасности использования природного газа в многоквартирных домах. Теперь требования к специализированной организации повысились. Уже недостаточно, чтобы она была владельцем сети, она должна траспортировать газ до места соединения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, а также осуществлять деятельность по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного оборудования. Сейчас таких компаний в Омской области 4: «Омскоблгаз», «Омскгазстройэкспулатация», «Омскгоргаз» и «Омскгазсеть». Перечень, впрочем, динамичен.
И хотя жильцы многоквартирного дома вправе заключать с газораспределительной организацией (ГРО) договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования самостоятельно, минуя управляющую компанию, обслуживать один дом должна только одна компания, причем именно та, которой принадлежит труба, подводящая «голубое топливо» к зданию. Причем собственники жилья должны позаботиться о перезаключении таких договоров, но могут передать эти полномочия управляющим компаниям, проведя общее собрание.
Правда, для этого управляющая компания должна знать, какая именно ГРО транспортирует природный газ к многоквартирному дому. Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области не может дать точной информации по этому поводу. Оказывается, в регионе не утверждена схема сетей газопотребления и газораспределения!? Минэнерго вынуждено работать по запросам: ему задают вопрос, его специалисты в свою очередь задают вопросы в городскую или районные администрации, и уже те должны выходить на место, осматривать объекты, определять владельцев. Процесс идет медленнее, чем нужно. Как утверждают коммунальщики, в городе и районах области немало газораспределительных сетей, которые не обслуживает вообще никто, хотя и бесхозяйными они не признаны из-за отсутствия информации.
Меж тем договоры по новым требованиям управляющие компании должны заключить с газораспределительными организациями уже к 1 января 2024 года. Сделать это будет непросто еще и потому, что может вызвать недовольство жителей, ведь за это нужно будет платить по новому тарифу. И хотя Государственная жилищная инспекция Омской области обещает, что с 1 января 2024 года к жильцам, не желающим заключать договоры на внутриквартирное и внутридомовое газовое обслуживание, можно будет применять меры административного воздействия, вряд ли это решит проблему.
Необходим, по мнению выступавших, координационный центр, который объединит усилия общественности и власти, поддержав управляющие компании – им одним не справиться. В конце концов, безопасность омичей – главная задача органов местного самоуправления.
Наталья Яковлева.