Четверть века Татьяна Хайровна Цыпун – в школе,
12 лет из которых её ученики –
дети с ограниченными возможностями здоровья
Не бояться пробовать
Удивительно, но она этих лет не заметила, по собственному признанию.
– Пролетели, – улыбается Татьяна Хайровна, – потому что всегда мечтала быть учителем. Не представляю себя в другой профессии. Вспоминаю, как первый раз пришла в школу: немного тушевалась, взяла с собой тетю, она у нас красивая, бойкая. Говорить первая начала она, на меня и внимания никто не обратил – думали, ее на работу берут. А школа тогда стала для меня любовью с первого взгляда. Позже получила дополнительное образование по направлению «Олигофренопедагог».
Еще не доходя до кабинета Татьяны Хайровны Цыпун, учителядефектолога Луговской школы, попадаешь в особый мир – мир творчества и заботы. Невысокая, быстрая и очень внимательная, она располагает к себе душевностью. Татьяна Хайровна – всегда за спинами своих учеников. Даже когда те значительно выше, и ее совсем не видно. Но она рядом со своими детьми, которые имеют особенности развития, или, как это называют в педагогике, ограниченные возможности здоровья. Она – опора и поддержка, с которой трудное становится легким, невозможное – реальным.
– Я всегда рядом с вами, – повторяет она своим детям, если те сомневаются в своих способностях. И чаще этого хватает, чтобы ребенок взялся и сделал.
Ее кабинет – пространство любви к природе и жизни: цветы, рассада, улитки, черепахи, рыбки, хомячки, морские свинки. Ребятишек из других классов, классов нормы, ее дети приводят в кабинет на экскурсию. Гости внимательно рассматривают глазкипуговки хомячка Белочки, хвостик быстро жующих улиток, мордочку самой любопытной черепахи и завидуют детям с ОВЗ. А ученики гордятся кабинетом, обстановкой, учительницей, собой.
– Черепахи любят, когда мы поем, – рассказывают ребята, – выстраиваются на островке и слушают.
А сколько творческих поделок в ее кабинете! Вместе они клеят, шьют, рисуют: развивают умения, речь, интеллект. Участвуют во всех конкурсах без разбора: для детей с ОВЗ это важно.
– Важно не бояться пробовать, – уточняет Татьяна Хайровна.
Выигрывают ее ученики тоже все конкурсы без разбора – и для особенных детей, и для детей нормы. Впрочем, они выиграли уже тогда, когда попали к Цыпун, педагогу по призванию.
– У нас семья, – рассказывает Татьяна Хайровна. – В ней свои традиции. Как в любой семье, можем поссориться, но быстро миримся. Обязательно каждый день пьем чай – так легче настроиться на волну друг друга. Вместе переживаем, если ктото из родных заболел, поздравляем их с семейными торжествами, друг друга – с праздниками и победами, с днем рождения обязательно.
Родители детей – ее единомышленники, потому идут за советом. Не отказывает никому. На уроке у нее бывают ученики сразу несколько классов, иногда с третьего по девятый, но это ее не пугает, не возмущает. Даже неудобство Цыпун превращает в преимущество – старшие помогают младшим. Не знаю, описан ли в педагогике такой прием мотивации, но у нее работает.
– И мне легче, и они, объясняя друг другу, повторяют тему, – рассказывает учительница.
Чаще всего выпускники адаптивного класса Луговской школы продолжают обучение в Омском техникуме лесного хозяйства, осваивая профессии штукатурамаляра, слесаря по ремонту автомобилей. Луговских детей там уже знают: особенные, говорят – добрые, воспитанные, ответственные.
Ответственность в классе у всех разная, но есть обязательно у каждого: Катюша отвечает за цветы, Саша – за кормление черепах, а Никита за всех сразу – он староста класса. Это и есть самоуправление. Доброте Татьяна Хайровна учит на примерах, рассказывая такие истории, чтоб душу тронули, задели каждого. Даже плохой пример поворачивает посвоему, на пользу детей. Однажды подрались черепахи, да так сильно, что одна даже заболела.
– От грусти, – сказала она детям. – Очень грустно остаться одному, поссорившись с другом.
Татьяна Хайровна вообще очень много разговаривает со своими детьми: не жалеет на это время на уроке, а после урока слушает всех, дает возможность каждому высказаться, и каждое мнение уважает.
– Давайте поговорим, – подбегают к ней дети.
– Давайте, – учительница всегда готова.
Класс
любимчиков
Она рассказывает ребятам простые и поучительные истории, но, не договорив, останавливается. «А как бы поступили вы?» – спрашивает у детей, заставляя их задуматься. Практико
ориентированный подход, скажет учительметодист, услышав о таком приеме.
– Воспитание личности, – скажет Татьяна Хайровна. – Говорят, что мои дети похожи на меня: переживают друг за друга, помогают друг другу, а главное, знают – безвыходных ситуаций не бывает, если мы вместе. Мои ученики, они настоящие. Открытые, добрые. Практически не умеют врать. Трудолюбивые и очень понимающие. Стоит рассказать о чувствах, о переживаниях, они тебя поймут и обязательно помогут. Мы очень много нарисовали и написали писем для мужчин, участвующих в СВО. Я не заставляла детей, но объясняла, что наши письма для них – как молитва, как оберег, как возможность выразить все, что сказать не получается. Мы первые с радостью идем чистить памятник участникам Великой Отечественной войны. Тоже не принуждаю, просто рассказываю о людях, которые нас защищали.
Цыпун считает, что ей везет на детей, везет на родителей. Председатель родительского комитета Лариса Алексеевна Носкова, например, нынче выпускает сына. Вроде уже и расставаться пора, но трудно: Лариса Алексеевна говорит, что будет и дальше помогать, как ей теперь без школы? Может быть, все изменится – появятся другие проблемы и дела. Но приятно, родители стараются продлить время, проведенное с учителем.
– Думаю, самое главное – понять ребенка, понять его родителей, – улыбается Татьяна Хайровна.
У нее полно любимчиков: целый класс, да не один. Каждого своего ребенка она искренне любит. Особенно тех, с кем много дополнительно занимается. Максим, например, когда пришел в первый класс, не говорил совсем. Но теперь он – самый прилежный ученик: очень хочет говорить, внимательно слушает каждое слово учительницы, а она видит, как ему все непросто дается, и много работает с ним.
– Речь – на кончиках пальцев, – объясняет Цыпун. – Потому занимаемся пластинографией, массажем. И прогресс у нас есть! Существенный. Радуюсь пусть маленьким, но победам. У каждого ребенка в классе своя цель, своя траектория развития, и мы по ней движемся. Иногда маленькими шажочками, иногда очень маленькими, но движемся. Когда нам делают скидку, еще и обижаемся. Вот недавно проходил конкурс патриотической песни: все поют под минус, мы под плюс. Вроде бы все хорошо. Но сами дети говорят: почему так? Мы хотим, как все! Непросто нам выучить, запомнить мелодию, но если сами захотели, учим. И все получается.
Трудовые навыки, по мнению Татьяны Хайровны, для ее детей не менее важны, чем знания математики или физики. Как посадить растение, как ухаживать за посадками, как вскопать грядку, как подоить корову, как вести себя на природе, при пожаре и многое другое – все это социальнобытовое ориентирование. Для когото это просто, не требует дополнительного изучения, а ее ребятам нужно многое повторять, закреплять навыки.
– Стараюсь приучать их к самостоятельности, – рассказывает учительница. – С родителями договариваюсь, чтобы давали возможность трудиться самим. Устраиваем генеральные уборки, когда нужно клетки животных перемыть, салфетки постирать, камушки все перебрать. Изучаем, как ухаживать за домашними животными.
Одна из учениц дома пересказала маме, зоотехнику по профессии, целый параграф о выпаивании телят. Мама учебник перепроверила, осталась довольна: правильную науку в школе преподают. Дети с ОВЗ в Луговской школе отвечают за один из цветников, потому заранее сеют рассаду, высаживают, ухаживают, радуются каждому цветку. Бывает, готовят вместе – договариваются, приносят продукты из дома. На днях вот винегрет смастерили: очень вкусный получился. Дети теперь часто приносит свои творения – торты, пироги – в класс. Все пробуют, хвалят, переписывают рецепты.
Многие из выпускников Татьяны Хайровны Цыпун живут нормальной полноценной жизнью: работают, создают семьи.
– Я поняла, почему у меня получается с ребятами, с родителями, как бы сложно ни было. Людей люблю. Наверное, они это чувствуют, – признается Татьяна Хайровна.
Арина РОМАНОВА,
Таврический район.