Дети из деревни Зелёное Поле ходят до школы
больше двух километров через лес, дачи, трассы
Уже несколько лет Максим Антонов, депутат-коммунист Совета Омского района борется за подвоз детей в школу. Дома в селе Зеленое Поле поблизости от Омска продавались застройщиком под материнский капитал, так что в каждой семье тут не по одному ребенку. Единственная школа находится в поселке Магистральном. Есть школьный автобус, но его остановка находится на расстоянии почти в два с половиной километра от улиц Верхняя, Знаменская, Энтузиастов, Лазаревская, и путь к ней лежит не напрямую, а через лес, дачные кооперативы, трассу. И каждый день до нее ходят больше полусотни ребятишек вместе с родителями, которые не могут устроиться на полноценную работу, чтобы встречать и провожать детей.
В 2022 году был принят генеральный план Магистрального сельского поселения, к которому относится Зеленое поле. Предполагалось, что где к улицам Верхняя, Знаменская, Энтузиастов, Лазаревская проложат новую дорогу, по которой и будет ходить школьный автобус. Через полгода после принятия генплана, не увидев никаких движений со стороны администрации Омского района, Антонов вместе с многодетной матерью Анастасией Селиверстовой пробились на прием к Татьяне Дерновой, тогда министру образования Омской области. Дернова дала поручение своим сотрудникам проработать вопрос запуска школьного автобуса, чтобы в период 2022-2023 учебного года организовать «зимник» – по укатанному снегу к этим четырем улицам. Но сбыться планам было не суждено.
– Администрация Омского района отказалась запускать автобус зимой, так как, помимо дорожного полотна, по правилам ГИБДД должна быть еще остановка и разворотная площадка для автобуса. Их, разумеется, нет, – рассказывает Максим Антонов.
Анастасия Селиверстова в декабре 2022 года дозвонилась на прямую линию к тогдашнему губернатору Омской области Александру Буркову, который тут же, в прямом эфире связался с первым заместителем главы Омского района Александром Плукчи. Выяснилось, что дороги в Зеленом Поле не соответствуют нормативной ширине, и согласовать безопасный маршрут для школьного автобуса по ним нельзя. При этом дороги и земельные наделы нарезались еще 11 лет назад, и современным требованиям не соответствуют. Губернатор тогда распорядился, чтобы министерства образования и строительства взяли вопрос с приведением дорог в порядок на контроль, а администрация Омского района немедленно оформила земли под планируемой дорогой и начала ее строительство. Районные чиновники пообещали, что в 2023 году вопрос будет решен.
В январе 2023 года Анастасию Селиверстову и Максима Антонова пригласили на прием к министру строительства Антону Заеву. По словам приглашенных, министр сообщил, что вопрос проработан: Омский район в 2023 году делает проект на автодорогу, в 2024 году начинает строительство, и 2024-2025 учебном году школьный автобус сможет забирать детей.
– Мы обрадовались, что через год будет и подвоз детей, и дорога, соединяющая два населенных пункта – Ребровка и Зеленое Поле, – рассказывает Максим Антонов. – Но не тут-то было. Администрация Омского района заявила, будто по генеральному плану эта автодорога является дорогой местного значения сельского поселения, а следовательно, строить ее должно Магистральное поселение. Подняли генплан, обратились к его разработчику – ООО «Сфера».
17 июля 2023 года Антонов получил подтверждение, что та самая дорога – от улицы Центральная села Ребровка до СНТ «Пищевик» – является дорогой местного значения Омского муниципального района. Но администрацию района это не убедило: по словам Антонова, ему ответили, что разработчик генерального плана не является экспертной организацией, не уполномочен давать такие разъяснения. Он обратился в прокуратуру Омского района, которая подтвердила: «С учетом генерального плана Магистрального сельского поселения автомобильная дорога, подъезд к СНТ «Железнодорожник» протяженностью 1,63 км в с. Ребровка является дорогой местного значения Омского муниципального района». Администрация района обжаловала этот ответ в областной прокуратуре.
– Позиция Омского района такова: по закону Омской области все дороги, находящиеся в границах населенных пунктов, должны быть в собственности поселения, – говорит Антонов. – В самом деле, в законе Омской области 1783-ОЗ об этом говорится. Но есть приписка: за исключением дорог федерального, регионального и межмуниципального значения. Наша дорога начинается в Ребровке, проходит по территории Зеленого Поля, заканчивается в дачных кооперативах СНТ «Пищевик» и «Железнодорожник», которые относятся к Омску. То есть по всем характеристикам дорога межмуниципальная, так как соединяет не только несколько населенных пунктов, но и два муниципалитета – Омский район и город Омск. То есть она не может являться дорогой местного значения сельского поселения.
Антонов опять обратился в ООО «Сфера», чтобы выяснить, на чем основывался разработчик генерального плана. Ответ пришел быстро: ««Материалы стратегического планирования муниципального образования Омский район обязательны при разработке генерального плана Магистрального сельского поселения. В соответствии с ним дороги к СНТ «Пищевик» и СНТ «Железнодорожник» были прописаны как дороги местного значения Омского муниципального района. Передача на баланс поселения автомобильной дороги может осуществляться на основании заключенного соглашения между владельцем дорог и поселением, а также акта о передаче». То есть разработчик получил информацию от администрации Омского района! Более того, как ясно из ответа, район планировал еще в 2020 году строить дорогу самостоятельно.
Примерная стоимость строительства такой дороги составит 100 – 150 миллионов рублей, как подсчитал Антонов. Магистральное сельское поселение с годовым бюджетом в 15 миллионов рублей потянуть его, разумеется, не может. Участвовать в региональной программе строительства дорог, когда область выделяет 90 процентов стоимости, а поселение только 10, тоже нет – софинансирование составит как раз годовой бюджет поселения. А вот Омскому району с годовым бюджетом более двух миллиардов рублей дорогу построить можно, при участии в региональной программе, тем более, что софинансирование для районов составляет не 10%, а 5. Фактически максимальные расходы Омского района на строительство дороги составят 10,5 миллионов рублей: 3 миллиона за проект и 7,5 миллионов софинансирование. То есть около половины одного процента от годового бюджета.
– Тем не менее район упирается, пытаясь переложить эти работы на поселение, – утверждает депутат. – Говорят – с деньгами мы поможем. А помогут ли? То есть понимаете, как это звучит: «Возьмите на себя наши обязанности и несите за них ответственность, а в случае срыва сроков – район не причем, это поселение не справилось». Причем, если не начать делать проект на автодорогу уже сейчас, то будет поздно, так как он готовится два месяца, а регион уже начал планирование бюджета на следующий год. Проблема в том, что страдают от этих чиновничьих проволочек дети и их родители, который опять весь учебный год будут ходить пешком в снег, грязь, стужу, чтобы добраться до школы.
Наталья ЯКОВЛЕВА.