Имена людям, улицам, деревням даются продуманно, они получают официальный статус, записаны в документы. С прозвищами иначе, иногда они укореняются от удачной шутки, частного случая, о котором поговорили и забыли, а прозвище уже приклеилось – не отдерешь.
За Саргаткой справа вдоль трассы Омск – Тара вытянулось село Андреевка, старожилы еще называют его Мусино, и вот почему. В конце 19-го века, когда переселенцы только осваивались на новом месте, сюда из Баженово по служебным делам заезжал крестьянский начальник и часто оставался ночевать у своей зазнобушки Муси, в честь которой селение получило свое второе название, и, может быть, даже раньше официального.
Сибиряки всегда любили раздавать прозвища. Неофициальные названия имелись и у отдельных частей деревень – краев. В оригинальности острословам не откажешь – посудите сами.
В соседней Сиб-Саргатке, когда-то стоявшей в низовье одноименной речки, низменный край они окрестили Тюкалой в честь заболоченного уездного городка, а противоположный, возвышенный, Тобольским краем, как губернский город, кремль которого расположен на высоком берегу.
В Поссаргатке (сейчас райцентр) улица Артамона Шеломенцева когда-то называлась Мельничной – здесь на речке Саргатке стояли несколько водяных мельниц, а на буграх махали крыльями ветряные. Еще раньше это место было отдельной от Саргатки деревенькой называвшейся Чушкиной, потому что жители ее держали по многу свиней. Место здесь было тихое, улицы покрыты травкой на которую, бывало, усаживались мужички играть в карты. «Курорт настоящий, его еще вокзалом называли»,– рассказывал столетний Сафон Трофимович Калемин – Силочкин по-уличному, в честь деда Силантия.
Вот еще загадка. Места, называвшиеся вокзалами, были во многих селах и даже в Омске тогда, когда о ж/д вокзалах и не слыхивали. В селе Баженово до сих пор так прозывается западный конец. Ответ находим в словаре В.И. Даля: «Воксал – зала на гульбище, на сходбище, где обычно бывает музыка». Деревенский воксал – это место молодежных гуляний, здесь водили хороводы, плясали под балалайку, а позднее под гармонь.
Тот же С.Т. Калемин говорил, что раньше сторона Посельской Саргатки от Омска называлась Нестеренков край, а со стороны Тары – Крюков край. В другом старинном селе Кутырлах были Могильная и Хохлацкая стороны. Лет 80 назад парни и молодые мужики из них сходились край на край померяться силушкой. Бились кулаками наотмашь, под дых, головой (калганом). Но иногда дело доходило до настоящего побоища, тогда трещали заборы и толпа победителей, преследуя «противника», врывалась в чужой край, а на подмогу своим выскакивали седобородые мужики.
В селе Кутырлы есть Саньковский край. 160 лет назад здесь за Ошей на заимке обосновались мои прадеды – переселенцы с орловщины. Постепенно фамилия Саньковых разрасталась и чтобы отличить своих к фамилии стали делать приставки – называть «по– уличному». Так появились Саньковы – Яковлевы, Саньковы – Антоновы. Наши Саньковы – Ивановы.
Прозвища в деревнях давали и отдельным людям.
Молодой фронтовик Василий, прошагавший пол Европы, возвратившись в родное село Баженово, был огорчен сравнением не в нашу пользу. Рассказывал, как там хорошо живут и, обижаясь на недоверие односельчан, повторял: «Эх вы, темные люди». С тех пор его прозвали Светлым. Мы, его ученики, уважали Василия Федоровича, но между собою называли его Васей-Светлым.
Михаил САНЬКОВ,
краевед.