Бывает, иду в редакцию «Красного Пути» коротким путем, через Хитрый рынок. Здороваюсь уже привычно со многими. А в этот раз заинтересовалась: кто все эти люди? Что их приводит сюда ежедневно? Только ли деньги? Как давно они здесь трудятся? Правда ли, что «продавцам легко – стой да денежки считай»?
Хитрый рынок
Елена: я год здесь, продаю хомячков, крыс в зоомагазине «Зайцы». А вообще, я техниктехнолог ракетных установок, на 51м заводе работала много лет. Раньше был хороший завод, потом развалили.
Алексей: по специальности слесарь по ремонту автомобилей, но работал им совсем недолго на заводе имени Баранова. Там в 2005 году 3000 платили. А однажды культиватор вручили в зарплату. Представьте! Мы его пристроили в магазин, подешевле продали. А с завода я уволился и пошел на склад. Туда же, со мной пришел работать начальник(!) цеха. В 2008 году кризис грянул, на складе у хозяев дела плохо пошли, зарплата упала. И вот я на этом рынке краски строительные да рабочий инструмент продаю. На заводе 5000, а здесь 12 000 в те годы.
Ключевая фраза: «Это, кстати, для дела плохо, когда только ради денег человек трудится».
Марина: в 90х, как Союз развалился, муж пришел сюда, потому что закрыли завод 51й. Так что мы тут «с самого развала».
Андрей: отец когда открыл здесь точку, мне было 8 лет, теперь мне 35. Отца не стало – пришел помогать матери. Здесь и тяжести таскать нужно, ящики с инструментами – как ей одной?
Виталий: я сперва техникум с красным дипломом окончил, потом за стажем – на Нефтепромстрой. За 5 лет там даже начальником участка был. Параллельно учился заочно, закончил «вышку». Стал в Пятом тресте сварщиком. В кризис 2008го все оставили, съездили в Германию, пожили полтора года. Там, кстати, учат даже «на грузчиков» 2 года: 5 месяцев теория и 1,5 года практика – всякие электрокары, погрузчики изучают. Это правильно, вот как у нас в Союзе было – к мастеру ученика ставили. А на рынке мы лет 15 с женой. Вот статью написать, как вы – не смогу, а тут – моя стихия. Мог бы заграницу уехать или в Питер/Москву, да не хочу. Омск – мой город. Маленький, уютный посвоему. Везде есть сложности, но я тут нужен, тут помру.
Валентина Васильевна: здесь работаю недавно. Просто знаю товар, дача своя. И семена, и саженцы, и лейки. Но мне 56й год, предпенсионный возраст, мы сейчас никому не нужны. И опыт есть, и детей маленьких нет. Хожу по собеседованиям – толку мало. Хотя всю жизнь на руководящих должностях. Сюда езжу с Телевизионки, работать надо.
Мужчина, 40 лет: Я жил в деревне, держал хозяйство… Сейчас вот решил стать напарником товарищу, приехал, продаем комбикорма… Когда есть стимул, интерес – идешь и делаешь.
– А какой у вас стимул?
– Свой… Извините, мне работать надо, а вы отвлекаете.
Илья: я с 93го года на рынке. В основном здесь на рынке люди с 92–94 года. Я окончил институт. На заводе тогда 1000–1500 рублей можно было заработать, но зарплату задерживали, иногда несколько месяцев. Мой отец и брат здесь торговали тогда, я знал, что у них стабильно есть деньги. Сейчас вот вместе работаем с ними. Конечно, времена отличаются. В 2007 году у всех туго было. Обанкротились многие, в ноль или в минус работали. Но потом встали снова на ноги. Но тут ведь как – попал в свою струю – и не свернуть. Знаешь свое дело хорошо, уважаешь покупателей, поставщиков, сам лениво не сидишь – ладится тогда все.
Продавец кормов (имени не сказал):
– Здесь, на Хитром, большинство «давнишние», с 90х годов – начала 2000х. Детишек некуда если – брали с собой. Теперь детишкам по 30–40 лет, помогают родителям. И мой сын здесь тоже.
Торговый город
Пареньдебютант. Его первый день торговли. Пенсионер Михаил первый месяц здесь. Алексей 1,5 года, Ихтияр – больше 2 лет. Татьяна – долго работала в пекарне, теперь год на рынке. Ангелина, студентка последнего курса политеха. Китаец из Крыма, который «устал под обстрелом работать. Все едины в том, что живые деньги каждый день – удобно. Но подход к делу разный. Захир, который 2 года здесь, уверен, что улыбаться – главное, а остальное получится.
Есть, конечно, и «старожилы». Эти все больше молчат. Например, Лариса и Наташа, похожие на армянок: мы, говорят «кристьяне», родились в Омске, больше 20 лет на этом рынке. Екатерина с 18 лет, почти сразу после школы, работает 25 лет продавцом. Татьяна, 20 лет. В молодости медсестрой была, «а потом муж запретил так работать, ушла сюда». Гоша, из Азербайджана – 25 лет, а его сосед – 23 года здесь торгуют. Высшего образования нет, куда еще идти. Иногда в такси подрабатывают.
Лиза: я давно работаю, мне и раскладушку купили, здесь и ночую. Дождя бы не было.
Соседи по прилавку кивают, мол, так и есть – тут ночует.
Лязат: больше 15 лет я тут. Были дети маленькими – не стояла. Работала и в банке, но там непривычно. Зимой, когда на рынке застой – в контактном центре на Яковлева социальные опросы провожу, а потеплеет – здесь. Зовут всегда, нужен мой опыт.
Валентина: больше 10 лет торгую. Сначала шубыдубленки продавала на улице, посредником была. Месяца 2 одежду здесь, «внутри», продаю. А вообще, по специальности я пекарькондитер. На производстве работала – в «Золотом орехе», в «Минеральных водах» – пекла хлеб и пряники. Там зарплаты маленькие были.
Анара: работала на «Большевичке» – костюмы, потом военные рубашки шила. И на Герцена, и на 2й Линии, и на Производственной. Закрыли потом. Не идти же уборщицей – вот на рынке.
Клавдия (пенсионного возраста): когда дети были маленькими – мы затопили соседей – они нам пригрозили судом. Пошла я на поезда – покупала билет и береты из ангоры, шали продавала, – рассчитались. Потом с мужем открыли торговую фирму. На старом Ленинском рынке, когда он деревянным еще был, стояли. В 90е годы рэкет был везде, ночью торговали. Вот стемнеет зимой в 5–6 вечера – идем на рынок, а утром домой. Тяжело было, страшно. А здесь на Торговый приехали – с раскладушек прямо на щебенке торговали сначала. Жили на станции Жатва Таврического района. Кормились оттуда мясом, молоком, овощами. Так и выжили.
Вот как. Истории разные. Люди разные. В торговцы ушли не от хорошей жизни. Но к работе, видно, прикипели. По крайней мере – большинство.
От диалога к диалогу – все больше сочувствие к ним. К их труду…
Ольга АТАВИНА.