Недалеко от «Дружного мира», в центре Омска, городские коммунальщики варварски кронировали гибкие липы, которые омичам удалось спасти в прошлом году.
В августе прошлого года городское Управление дорожного хозяйства настаивало на том, чтобы вырубить одну из лип на проспекте Карла Маркса у дома №15/29, корпус 1. Обоснованием служило предписание ГИБДД – якобы ветки закрывают дорожные знаки, хотя больше деревьев на нечетной стороне улицы на участке от площади Ленина до «Голубого огонька», где в советское время была аллея, не осталось вообще.
– Всего гибких лип на проспекте Маркса – шесть, раскиданных по разным местам, – рассказал Павел Журавлев, озеленитель благотворительного фонда «Зеленая суббота». – Это доказывает, что еще в начале текущего века липы занимали все пространство вдоль проезжей части на этом участке городской территории. Никаких проблем с видимостью там не было, это доказано замерами и визуальным восприятием многих жителей Омска – и автолюбителей из всех трех полос, и пешеходов.
На этот раз липы обрезали без шума. Не спилили, но выживут ли после неумелого и жестокого обращения с ними, неизвестно.
– На куцем участке в центре города, с узеньким тротуаром, была достопримечательность – благоухающие липы, дающие тень в зной, возле этой раскаленной стены, – возмущена экоактивистка Татьяна Пальшина. – Теперь на одной стороне тополя без голов, на другой – липы без голов. Можно же обработать срезы, если совсем никак без обрезки веток! Благородные липы не терпят обрезки таких толстых ветвей без обработки. Немного времени пройдет, и вредители, что проникают в спилы, разрушат деревья изнутри. Вспомните, как раньше белили стволы деревьев. Это не для красоты делали, а для защиты от вредителей. Теперь снизу не белят, а сверху пилят, за новыми саженцами ухода должного нет, они погибают. Старые деревья сносят, на их месте ничего нет.
Мэрия объясняет, что «формовочная обрезка проведена по обращению граждан: верхние ветви задевали множественные коммуникационные линии, что при сильном ветре могло привести к обрыву проводов и созданию опасной ситуации». Более того, по данным мэрии, в Омске ежегодно высаживаются тысячи молодых и здоровых саженцев деревьев и кустарников. Сколько из них выживает, она, впрочем, не уточняет.
– Налицо прямое противопоставление нынешних благоустроителей всему городскому сообществу, – считает Журавлев. – Зачем кронировали гибкие липы, которые никогда никому и нигде не вредили? Сколько вреда озеленению города нанесено несколькими взмахами пилы. Это не компенсируется высаженными в последний предпраздничный субботник мая 50 саженцами у Омского кадетского корпуса и 30 молодыми липками в парке 30-летия ВЛКСМ. Каждая ветка кроны в разы больше каждого высаженного саженца. Стоит напомнить о главных полезных свойствах высокого взрослого дерева, особенно липы: спасение от ветра, спасение от излишней солнечной энергии и процесс фотосинтеза. Все теперь в минус. И так последние два-три года. Я не знаю, о каких десятках тысяч деревьев постоянно вещают одни и те же люди, но знаю, с каким трудом прирастают вновь высаженные молодые природные создания, где каждая сломанная ветвь – большая трагедия для конкретного омича. Главный вопрос – эстетическое восприятие зеленых насаждений на центральной части нашего города, ведь еще и клены здесь же повсеместно кронировали, оставив коряги, похожие на чудищ из фильма «Морозко». Озеленение города, на мой взгляд, в ненадежных руках – на данном примере каждый из депутатов всех уровней, руководителей всех уровней обязан увидеть системный рецидив. Еще раз прошу всех остановиться в стремлении благоустроить и понять равнозначность зеленых насаждений всему живому на Земле.
Журавлев просит власти проверить состояние еще живых липок и в других местах: на Ленинградской площади, Гагарина 18–32, в Сквере художников на Лермонтова 4–10.
– Агрессивное кронирование – проблема для всего города. А ведь когда-то Омск считался городом-садом, – вспоминает предприниматель Андрей Яценко. Деревья холили и лелеяли. Сегодня остатки «сада» держатся на плечах энтузиастов.
Плохо, что мы все – по отдельности, каждый в своей норке. Хотя идеальная модель – общество, в которое включены все члены, и государство в том числе. Москва в этом смысле организована по другому – в разных местах города есть зеленые зоны, и большие, как Измайловский парк и Тушино, и маленькие типа Аптекарского огорода. Кто-то мудрый это когда-то спланировал. В Омске такого нет, судя по тому, как мало зеленых зон. И каждое дерево должно быть на счету.
Галина СИБИРКИНА.