«Широкая общественность», в отличие от тех, кто наверху, ни тот, ни другой документ читать не станут, а услышать Послание, прильнув к телевизору в разгар рабочего дня – на это ни возможности (да и желания) у большинства населения нет и не было. Правда, армия пропагандистов уверяет нас, что президент дает некие сигналы народу. Но у народа свои критерии оценки ситуации – цены, тарифы, квитанции, температура в домах, дороги. И глубочайшее знание того, как исполняются у нас разного рода заявления, программы, обещания. Именно с учетом этого мы и сталкиваем эти документы (Послание и бюджет), ибо без этого «сигналы» дойдут в искаженном официальной пропагандой виде.
Итак, смотрим. Вот президент говорит, и справедливо, о росте уровня высокотехнологичной медицины, но при этом напоминает о слабостях первичного звена здравоохранения – об очередях в поликлиниках, перегруженности врачей. Для исправления положения будет организована регулярная, на базе современных медицинских центров, переподготовка врачей, развитие санавиации. Однако в качестве чуть ли не главного решения проблемы выступит, судя по его словам, информатизация здравоохранения в течение двух ближайших лет (!?) Президент предлагает подключить к скоростному интернету все больницы и поликлиники страны, что позволит даже в самых отдаленных поселках использовать возможности телемедицины, получать консультации коллег из лучших клиник. А деньги под это будут? И на какой основе будут проводиться такие консультации – на платной или бесплатной? И не приведет ли подобная мера к дальнейшему вытеснению бесплатного лечения? Вопросы вовсе не риторические: в проекте бюджета – почти 20процентное сокращение расходов на здравоохранение. И это без учета неизбежной инфляции.
Проецируем все это ну, например, на нашу Омскую область. Дай бог, чтоб ввести три (всего три!?) запланированных на нынешний год фельдшерско-акушерских пункта, а в год следующий и вглядываться не хочется.
А вот, далее, Владимир Владимирович категорично, и тоже справедливо, возмущается по поводу ветхих и аварийных зданий школ, ставит задачу решить проблему 3 смен, а затем и 2. На создание новых мест в общеобразовательных школах Программой до 2025 года предусматривается, заявил президент, по 25 миллиардов рублей ежегодно. Однако напомним (возможно, президент подзабыл), что годом ранее он ставил ту же задачу и заявил тогда о необходимости направить на эти цели в 2016 году 50 миллиардов. Разницу видите? В прошлом году в Послании шла речь о 50, а сегодня речь только о 25. Лидер КПРФ Зюганов называет вещи своими именами: «Это даже по одной школе не хватит на субъект Российской Федерации».
Президент ставит задачу повысить зарплату учителей, но перед кем он ее ставит? Его же правительство не подкрепляет это финансами, судя по бюджету 2017 – 2019. Опять же посмотрим, чем это обернется на местах. В адрес депутатов Законодательного собрания только что поступило обращение обкома профсоюза работников народного образования и науки. Оказывается, профсоюз этой важной отрасли не был уведомлен о готовившихся изменениях в областной Кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан. Изменения, появившиеся не от хорошей жизни, фактически устанавливают ежемесячную денежную выплату, а не размер возмещения понесенных сельским педагогом расходов на жилье, отопление и освещение. Не предусмотрен механизм индексации выплаты с учетом инфляции, роста тарифов. О какой соцсправедливости может идти речь, эмоционально подчеркивается в этом сугубо деловом документе, когда педагоги, имеющие разную жилую площадь, разные виды и типы отопления, будут получать одинаковую выплату! И проч. и проч. И вывод: на фоне невыплаты заработной платы за первую половину ноября в полном размере данные изменения в закон могут спровоцировать отток кадров из сельской местности, социальное напряжение в трудовых коллективах.
Теперь обратим свое внимание на сельское хозяйство. Тот факт, что оно принесло (от экспорта) в федеральную казну больше средств, чем даже вооружение, отмечается на всех уровнях, со всех трибун. Отметил это и В. Путин. Но разве это результат резкого увеличения финансирования, технического перевооружения? Нет, разумеется. Такой выход российского села на зарубежные рынки оказался для властителей, похоже, неожиданным, он не был подготовлен трогательной заботой «партии и правительства». Так и далее продолжится эта практика – расходы на сельское хозяйство снижаются в бюджете 2017 года по сравнению с 2016 годом более чем на 5 процентов, а в 2019 и того больше – на 11, 5 проц.
Остроту положения чувствует и омская деревня. Сохраняется тенденция сокращения поголовья животных, включая КРС, во всех категориях хозяйств. В этом, 2016 году, ожидается снижение производства молока на 7 с лишним процентов. А дальше? Прогноз министерства экономики области: объем производства в отрасли в 2017–2019 годах в среднем будет составлять 99,9 – 100,4 процента «к уровню предыдущего года». Объем финансирования на следующий год зависит от того, «что даст Москва».
Мы коснулись (пока), и то бегло, по горячим следам, лишь нескольких отраслей. Но уже ясно, что вопросов к власти много. Между тем президент не дал прямой оценки работы институтов власти по выполнению поручений из прошлогоднего Послания. Впрочем, ранее он неоднократно отмечал «профессиональную работу» правительства Медведева. То есть вопрос о контроле за исполнением ранее поставленных целей, программ и стратегий Путин не заострил. Как не поднят им вопрос о признании ошибок и просчетов, а также о выявлении виновных.
Нам же сдается – нет, мы уверены, – что отмечаемые успехи на том или ином направлении непременно нужно соотносить с общей картиной. Говоришь о рекордном вводе жилья (85 млн кв метров), – скажи и о том, что фонд ветхого и аварийного жилья составляет ныне 88 млн, а «выбытие» составило только 3,8 млн. В Омске общая сумма судебных исков, связанных с жильем, превышает годовой бюджет города!
Идет речь о медицине – особо отметь проблему смертности, в том числе на дому, которая растет из-за «оптимизации» медицины.
И вообще, господа власть предержащие, держите каждодневно в голове:
– 1% россиян владеет тремя четвертями богатств;
– по средней величине богатства на душу населения Россия занимает 90-е место (ниже Суринама, Габона, Намидии, Эквадора);
– доходы 55% граждан ниже 25 тысяч рублей.
(В публикации использован экспресс-анализ ЦК КПРФ).