Я в шахматах – любитель, но тем не менее поражают многие игры на доске. Ну разве не забавен пример, если на одну клетку на доске положить зернышко риса, на 2-ю – два зерна, на 3-ю – 4 зернышка и т.д. В итоге общий вес риса на шахматной доске составит более 460 млрд тонн. Это в 1000 раз больше, чем годовой урожай риса на всей планете. Трудно представить, сколько может быть комбинаций игр на доске.
Шахматы произошли от древнеиндийской игры чатуранга, название которой переводится с санскрита (санскритский язык, искусственный, доведенный до совершенства древней, средневековой и современной Индией как «четыре подразделения войск», включающих пехоту, конницу, слонов и колесницы. Они представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей». В VII веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахмат. Игроки говорили «шах», от персидского «король», атакуя короля соперника, а «шах мат» означало «король умер».
В 1770 году венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат, который обыграл знаменитых противников, например, Бонапарта Наполеона и Бенджамина Франклина. Но, как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Вольфган был первым мошенником в мире шахмат.
Шахматы – это муки разума? Но вот кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Рубенс стал родоначальником шахбокса, где чередуются раунды шахмат и бокса, его девиз: «сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».
Игра эта приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.
Шахматы вслепую – это вариант игры, при котором игрок делает все ходы, не глядя на доску. Как правило, в игре есть посредник, перемещающий фигуры. Эта игра для сильнейших. Одним из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгер Янош Флеш. Он сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры. Алехин сыграл вслепую на 32 досках с немецкими шахматистами и выиграл 31 партию, 32 свел вничью.
Шахматные компьютеры являются важной частью шахмат. Когда чемпион мира Каспаров, считавшийся сильнейшим игроком мира, проиграл компьютеру в 1997 году, это было для всех шоком. Может, это повлияло на игру за звание чемпиона мира в 2000 году Гарри Каспарова с Владимиром Крамником? Трудно сказать! Игра состояла из 15 партий и в предпоследней партии счет в матче стал 8,5:6,5 в пользу Крамника. Но через пять лет Крамник тоже повергнут компьютером Deep fritz, и шахматный мир воочию убедился, что шахматному компьютеру равных нет. Сегодня программы используют для анализа и улучшения игры.
Вначале все партии играли много часов, а то и суток, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году помощник судьи зафиксировал: «Партия не была завершена: игроки во время игры уснули». Через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов. В 1883 г. появились первые механические часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.
Психологи упоминают шахматы как эффективный способ улучшить память. Это позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Не удивительно, что шахматы начали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера.
Многие считают, что шахматы – игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но любой человек может существенно повышать свой уровень интеллекта, играя в шахматы.
Сабит КАМАЕВ.
г. Омск.