На минувшей неделе РИА «Новости» сообщило, что управление ФСБ по СанктПетербургу и Ленинградской области передало в Центральный государственный архив СанктПетербурга документы Ленинградского процесса 1945–1946 годов над нацистскими преступниками – участниками массовых казней мирных советских граждан. Среди прочего нашлись протоколы допроса карателя Арно Дюре, который рассказал, что участвовал в захоронении убитых польских офицеров в Катыни в 1941 году и что этот массовый расстрел – дело рук гитлеровцев, а не сотрудников НКВД СССР.
Для КПРФ это, прямо скажем, не новость. Лишь 57 депутатовкоммунистов проголосовали в 2010 году против одиозного заявления Госдумы, по которому вину за Катынский расстрел возложили на СССР. Тогда не стали слушать протесты многих историков, а также депутата Виктора Илюхина, который вскрыл факты фальсификаций исторических документов. Никто не объяснил, почему поляков в Катыни убили из немецких пистолетов «Вальтер», которых в СССР были единицы в частном владении, зато они являлись штатным оружием гитлеровцев и неоднократно применялись в массовых казнях. Да много еще чего было проигнорировано, когда на повестке дня была постройка газовых труб в Европу. Но теперь там вместо партнеров – «недружественные страны», и вдруг выяснилось, что точку в 2010 году власти РФ поставили рановато.
Но как быть с тем, что говорилось в 2010 году? Напомним коечто.
7 апреля 2010 года председатель правительства РФ Владимир Путин на совместной церемонии с премьером Польши Дональдом Туском в Катыни заявил (цитируем по архиву сайта правительства РФ archive.government.ru): «В этой земле лежат советские граждане, сгоревшие в огне сталинских репрессий тридцатых годов; польские офицеры, расстрелянные по тайному приказу; бойцы Красной Армии, казненные нацистами во время Великой Отечественной войны.
<...> Нашему народу, который прошел через ужасы Гражданской войны, насильственную коллективизацию, через массовые репрессии 1930х годов очень хорошо понятно, может быть, лучше, чем кому бы то ни было, что значат для многих польских семей Катынь, Медное, Пятихатка».
Вечером того же дня на совместной прессконференции двух глав правительств В. Путин представил журналистам свою версию мотивов руководства СССР (цитируем по архиву сайта председателя правительства РФ archive.premier.gov.ru): «Никаких рациональных объяснений тому, зачем было совершено это преступление, нет. Я недавно поговорил с ученымиисториками и, к стыду своему, узнал, что, оказывается, военной операцией во время советскопольской войны 1920 года руководил лично Сталин. И эту войну Советская Россия проиграла. В плену оказалось много наших красноармейцев. Возможно, Сталин осознавал свою ответственность за это и приказал уничтожить польских офицеров из чувства мести».
10 апреля 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев в присутствии своего польского коллеги Бронислава Комаровского сказал (цитируем по сайту президента РФ kremlin.ru): «Ответственность за это преступление несут руководители Советского государства того периода. Попытки представить какиелибо иные версии не основаны ни на исторических документах, ни на моральных соображениях. В этом плане позиция Российского государства остается неизменной».
26 ноября 2010 года Госдума голосами «Единой России» и «Справедливой России» (депутаты от ЛДПР не голосовали) приняла постановление №45045 ГД, утвердив текст заявления «О Катынской трагедии и ее жертвах», в котором сказано:
«...Массовое уничтожение польских граждан на территории СССР во время Второй мировой войны стало актом произвола тоталитарного государства, подвергшего репрессиям также сотни тысяч советских людей за политические и религиозные убеждения, по социальным и иным признакам».
И лишь в апреле 2012 года Европейский суд по правам человека объявил Катынский расстрел военным преступлением советских властей.
Мы это все к чему? Упомянутые выше лица остаются действующими российскими политиками. Они ничего не хотят добавить сегодня к сказанному ими в 2010 году?
Михаил КОСТРИКОВ.
«Правда».