Если спросить читателей, кто пересек границу СССР и совершил посадку на его территории, то большинство скажет – Матиас Руст. Но можно быть уверенным, что никто не назовет имя капитана греческих ВВС Маньядакиса, который в 1970 году по политическим мотивам угнал из Греции военный самолет и посадил его на аэродроме под Севастополем. В этой статье мы расскажем об этом удивительном побеге.
Немного истории
Строго говоря, первым летчиком, нелегально прилетевшим в СССР, был англичанин Брайан Монтего Гровер. О его эпопее стало известно из мемуаров посла СССР в Великобритании в те годы Ивана Майского. По профессии Гровер был инженеромнефтяником. По контракту он работал на нефтепромыслах в Грозном. Во время командировки он влюбился в местную девушку. Но контракт закончился. Его прошение на выезд из страны его возлюбленной осталось без ответа – времена тогда были суровыми. Но англичанин просто так не сдался. Он окончил курсы в аэроклубе и научился управлять самолетом. В 1938 году Гровер решился на отчаянный поступок – на легкомоторном самолете он вылетел из Стокгольма и пересек границу СССР. Его не заметили, но под Калинином (сегодняшняя Тверь) керосин закончился, и самолет совершил посадку на колхозное поле. Пилот оказался в НКВД. Гровер честно обо всем рассказал, следователи проверили – правда. И тут случилось чудо. Прямых доказательств нет, но, по всей видимости, по личному приказу Сталина (никто другой тогда в стране не принимал таких решений) ему и его девушке разрешили выехать в Великобританию. Вероятно, резоны престижа страны взяли верх над шпиономанией. По прибытии в Лондон счастливая пара пришла в посольство СССР и попросила посла Майского передать благодарность советскому руководству.
«Чёрные полковники»
В жизни каждой станы есть своя черная полоса. В Греции такой полосой было время правления военной хунты, которая в народе получила название «черные полковники» – 1967–1974 годы. В результате режим хунты был направлен не только против идеологии – коммунизма и анархизма, – но и против молодежи, проживающей в крупных городах. Под репрессиями оказались студенты и все, что сопровождает молодежь. Например, под запрет попала рокмузыка.
Капитан ВВС Маньядакис служил на военном аэродроме СудаБей, расположенном на острове Крит. Несмотря на то, что он был офицером, он не поддерживал «черных полковников» и был их политическим противником. Однако высказывать свое несогласие Маньядакис не решался – его бы сразу отдали под военный трибунал. Молодой офицер решил покинуть страну. Легально уехать он не мог, поэтому единственной возможностью, по его мнению, был побег на самолете в СССР. Всегда в мире Советский Союз пользовался хорошей репутацией.
К этому полету капитан ВВС готовился долго. Он очень внимательно проработал маршрут полета. Имея информацию о системе ПВО НАТО, первая часть полета была продуманной, окончание полета было более рискованным. В качестве самолета была выбрана надежная машина – военнотранспортный самолет Douglas С47 Dakota.
Михалис Маньядакис вылетел ночью 8 ноября. Первая часть полета проходила над Эгейским морем. Пролетев над островом Родос, самолет Маньядакиса вошел в воздушное пространство Турции. У него не было какогото четкого плана полета, он просто летел в сторону СССР. Нельзя сказать, что ПВО НАТО не сработало. В воздух были подняты 4 турецких истребителя с авиабазы Бандырма, но поскольку полет был ночной, на предельно малой высоте, турецкие летчики не нашли нарушителя.
ПВО СССР увидело нарушителя. Вел он себя, по мнению дежурных сил ПВО, несколько странно – он шел прямым курсом на Крым. Поэтому его взял на сопровождение один из зенитноракетных комплексов, расположенных под Севастополем. Там были готовы в любой момент пустить ракету. Но на всякий случай в воздух был поднят истребитель ПВО страны МиГ19. На расстоянии 50 км от берега Крыма он обнаружил С47 и стал покачивать крыльями, что по международному своду обозначало «повернуть влево». Маньядакис решил, что его выдавливают из воздушного пространства СССР, и продолжил полет. Уже на земле ему объяснили, что прямо по курсу был поднят на высоту 1,5 км аэростат для поддержания дальней связи с кораблями Черноморского флота, и летчик перехватчика просто уводил самолет Маньядакиса от возможного столкновения. С47 совершил посадку на аэродроме ВВС Черноморского флота Бельбек под Севастополем.
На авиабазе СудаБей тем временем начались аресты сослуживцев капитана, которые не доложили о готовившемся побеге.
Эта история – готовый сюжет для приключенческого фильма. На советский военный аэродром приземляется самолет НАТО. Уже значительно позже журналисты делали запросы в соответствующие архивы, но ответ поступал один – информации о полете Маньядакиса нет. Но поскольку с самим летчиком ничего плохого в итоге не случилось, он даже написал воспоминания о побеге, судить о дальнейших событиях можно по ним. После посадки капитан Маньядакис попросил в СССР политического убежища. По окончании всех разбирательств Михалис Маньядакис несколько лет жил в Ташкенте. Ему дали квартиру, помогли найти работу, он выучил русский язык. Михалис проучился три года в Педагогическом институте иностранных языков имени Ф. Энгельса и работал на стройке. В Грецию он вернулся через шесть лет после того, как пал режим «черных полковников».
В Греции
По возвращении в страну его сразу отдали под суд. Маньядакиса обвинили в государственной измене и нарушении правил полетов. К чести греческого суда, его полностью оправдали. В конце концов, он предал не свою родину, а военную хунту, захватившую власть в его стране. Михалис Маньядакис долгое время работал летчиком в сельскохозяйственной авиации, распыляя удобрения на поля и сады, а после переехал в свою деревню на Крите. 16 лет избирался председателем ее общины.
Маньядакис написал книгу «Побег» D621».
Заключение
Некоторые современные историки авиации считают, что этот полет был тщательно разработанной операцией КГБ. Сторонники этой версии указывают на простой проход советского ПВО (за 9 лет до этого под Свердловском был сбит U2, пилот которого Ф. Пауэрс сел в тюрьму), посадку на советский военный аэродром и 6 лет спокойной жизни и учебы в Ташкенте. Косвенно эту версию подтверждает то, что в соответствующих архивах нет документов о прилете самолета С47 на аэродром Бельбек под Севастополем. Утверждается, что сесть он должен был в Симферополе. Так ли это или здесь сыграл свою роль его величество случай, решать читателям.
Андрей МАКСИМОВ.
«Советская Россия», №37.