Новость начала апреля: прокуратура Советского округа Омска обратилась в суд с иском в адрес городской администрации. Правоохранители требуют расселить жильцов многоквартирных домов №81 и №85 на улице 50 лет Профсоюзов, которые находятся в аварийном состоянии.
Дом №85 – это тот, в котором в 2020 году рухнула стена. Впрочем, и дом №81 – не лучше по состоянию. В обеих пятиэтажках с риском для жизни существует более 160 человек. Несмотря на действия прокуратуры, до сих пор мэрия города не принимает мер к расселению.
Жильцы другой пятиэтажки, №97 по ул. 50 лет Профсоюзов, жалуются на трещины в стенах. В августе обрушилась стена дома №53 по ул. 20 Партсъезда.
По мнению прокуратуры, в Омске сегодня едва держатся 10 аварийных многоэтажек, нуждающихся в срочном расселении.
Мы попросили прокомментировать ситуацию депутата Законодательного собрания Владимира Виниченко.
– Все дома, о которых идет речь в новостях, мне хорошо знакомы. Я работал с обращениями от жильцов этих домов с 2019 года, как стал депутатом. Писал в прокуратуру, та выносила предписания, администрация города отвечала правоохранителям в стиле «денег нет, пусть держатся». Дома «держаться» уже не могли, рассыпались, а их даже не признавали аварийными. В апреле 2021 году первый раз обрушилась стена 53го дома по улице 20 Партсъезда. При принятии бюджета на 2022 год я просил срочно выделить из резервного фонда правительства 40 млн рублей на решение проблемы. Тогда еще можно было сохранить дом за счет укрепления несущих конструкций и смены инженерных коммуникаций. Депутаты Законодательного собрания от «партии власти» отказались поддержать меня, так как эта пятиэтажка якобы не аварийная. В результате полностью рухнула целая секция, чудом никто не погиб. Теперь нужны гораздо большие деньги на расселение.
При обсуждении бюджета на нынешний год я предлагал выделить дополнительно деньги на расселение аварийного фонда, потому что темпы расселения аварийного жилья отстают от темпов его ветшания. Пока самые громкие случаи в Омске – это кирпичные пятиэтажки «коридорного» типа. Но есть еще панельные пятиэтажки 335й серии, которые отстояли уже по 60 и более лет, хотя строились как «времянки» и должны были быть расселены или капитально отремонтированы через 40 лет после сдачи. Они полностью исчерпали свой ресурс. В других городах уже были случаи, когда такие панельки буквально складывались. Нужно усиление несущих конструкций, но именно этот вид работ в прошлом году был исключен из списка обязательных по программе капремонта.
Сейчас в области признаны аварийными более 100 домов, но эта цифра никак не отражает реального положения вещей. Министр ЖКХ и энергетики Шнипко недавно сказал, что в марте было проведено обследование, выявлено еще 60 домов, которые официально не признаны аварийными, но имеют все признаки аварийных.
– Но теперьто появилась ясность по срокам?
– Последнее обращение в прокуратуру по 81му дому я направил в феврале нынешнего года. Получил обнадеживающий ответ. По десяти домам прокуратура подала судебные иски. Среди этих десяти – 81й по улице 50 лет Профсоюзов. Сейчас, с приходом нового прокурора области Афанасьева, прокуратура всетаки стала реагировать четче. Там понимают, что темпы расселения ветхого жилья надо наращивать. Если этот вопрос загонять вглубь, как делали предыдущие губернаторы, отпихивались от него, аварийных домов будет все больше и больше. И тогда достаточно скоро одноразово потребуются колоссальные инвестиции. Начнется коллапс.
– В СМИ проскальзывает мысль о том, что собственники сами виноваты в том, что дома ветшают. Когда первый раз обрушилась стена дома №53 по ул. 20 Партсъезда, писали, что виноваты жильцы, оборудовавшие «незаконные» душевые…
– Это – попытка переложить с больной головы на здоровую. За общедомовое имущество отвечает управляющая компания. Именно ее сотрудники должны не допускать тех перепланировок, которые могут создать угрозу несущим конструкциям. Кроме того, вы знаете, что в Омской области допущено значительное отставание от графика капремонта. То есть люди уже заплатили за те работы, которые должны сохранить дом. Но уже оплаченные работы не делаются!? Недавно я занимался обращением от жильцов дома №97 по улице 50 лет Профсоюзов. Там – огромное вздутие стены, есть угроза обрушения. Но дом – не аварийный. В администрации Советского округа прошло совещание, посвященное этой проблеме. На нем были представители Фонда капремонта, ГЖИ и управляющей компании. Что выяснилось? Причина деформации стены в том, что не был вовремя сделан ремонт инженерных коммуникаций. Проще говоря, изза ветхих труб кирпич размокает. Причем ремонт инженерных коммуникаций был в графике Фонда капремонта на прошлый год, но так и не был сделан. Теперь чиновники заявляют: надо провести экспертизу и признать дом аварийным. Причем экспертизу должны заказать и оплатить… сами собственники. А старшего по дому нет, собрать деньги на экспертизу – проблема, ни ГЖИ, ни управляющая компания не собираются брать на себя инициативу. Есть риск, что стены рухнут, а по документам дом будет числиться «пригодным к проживанию», не аварийным.
– То есть управляющие компании получают деньги за обслуживание дома, но за его состояние не отвечают. Но ктото ведь должен их контролировать?
– Это функции жилищной инспекции, ГЖИ. Но там сейчас работают просто мастера отписок. Так, с прошлого года ГЖИ стала требовать идентификацию личности заявителя. Адреса и телефона им уже мало, такие обращения просто не рассматриваются. Я стал просить избирателей делать копии паспорта, прикладываю, пишу «мною, депутатом, лично удостоверено». И то отфутболивают. Доходит до абсурда. В ответ за запрос по заявлению одной бабушки сообщают, что ей был дан ответ по электронной почте. Хотя никакой почты у нее нет. Последний случай – я скан паспорта приложил, но отвечают, что «проверка не проводится потому, что личность заявителя не установлена». Такой стиль работы ГЖИ очень на руку крупных Управляющий компаний. Если бы инспекция своевременно понуждала управляющие компании исправить недостатки, не запускать дома, то такого стремительного ветшания бы не было. Мало того. По закону ГЖИ на основе результатов собственной проверки имеет право обратиться в межведомственную комиссию и сама инициировать процедуру признания дома аварийным. Однако сегодня все наоборот. Жителям приходится собирать пакет документов, за свой счет проводить дорогостоящую экспертизу, бегать по судам, добиваясь признания своего дома не пригодным для проживания. Хотя в большинстве случаев факт аварийности, как с тем же 97м домом – налицо, и причина проблемы – отсутствие своевременного ремонта коммуникаций – тоже налицо. И виновник известен. Но ничего не делается.
Сегодня пронесло, а что будет завтра?
Записала Евгения ЛИФАНТЬЕВА.