Фракция КПРФ добивается изменений в закон о ветеранах сельского хозяйства. Об этой работе рассказывает первый секретарь Омского обкома КПРФ Андрей Алехин:
– Тема ветеранов сельского хозяйства очень актуальна. Некоторое время назад был принят закон, в соответствии с которым тем, кто проработал в сельском хозяйстве 30 и более лет, пенсия увеличивается на 25%. Для многих это – серьезные деньги. Зарплаты в денежном выражении в совхозах и колхозах были невысокие, но работники сельского хозяйства еще получали от своих предприятий зерно, помощь техникой для вспашки огородов. Однако при начислении пенсии все это не учитывается. Соответственно, и пенсии невысокие. Грубо говоря: человек получает 14–15 тысяч рублей, и по закону о ветеранах сельского хозяйства дополнительно еще 4–5 тысяч. Учитывая наше социально-экономическое положение в стране, для людей это значимо.
К сожалению, в законе оговорено условие для получения надбавки: ветеран должен проживать в сельской местности. Ко мне на прием идет множество людей, множество обращений от людей, потерявших эту надбавку. Первая ситуация: ветеран уехал из села из-за состояния здоровья. Жить в неблагоустроенном доме человек уже не может – болезни, инвалидность. Живущие в городе дети забирают к себе мать или отца, чтобы ухаживать за ними. И человек сразу же лишается четверти пенсии. Вторая ситуация – самая обидная. Человек никуда не переезжал, где жил, там и живет, но населенный пункт изменил статус и стал «городским поселением». Таких примеров – множество. Русская Поляна, Черлак, Павлоградка и так далее. Еще лет 20 назад в Омской области было лишь пять городов, сейчас половина райцентров носят статус «городского поселения». Это выгодно для поселенческого бюджета, вот власти и стремятся к такому «городскому» статусу. Хотя основой во многих наших райцентрах, особенно в целинной зоне, были именно совхозы. Люди всю жизнь работали в сельском хозяйстве, но вдруг, никуда не переезжая, по решению «сверху» стали «горожанами». В бытовом плане в условиях жизни для человека ничего не изменилось. Как держал человек подсобное хозяйство, так и держит. Как было «благоустройство во дворе», так и осталось. Наоборот, в некоторых районных центрах уровень благоустройства снижается, исчезает централизованное отопление, проблемы с водоснабжением. Да, идет газификация, но она и в деревнях идет. Но надбавки к пенсии ветераны, живущие в таких якобы «городах», лишаются.
Мало того. В состав некоторых якобы «городских» поселений входят деревни, находящиеся рядом с райцентрами. Это именно деревни, но входят в городское поселение. Например, в состав Нововаршавского городского поселения входит деревня Красный Яр. Там даже водопровода нет, вода привозная. Тут как быть?
В двадцатых числах марта на заседании Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов в очередной раз рассматривался наш законопроект, связанный с этим ограничением по месту проживания для получения надбавки к пенсии ветеранами сельского хозяйства. Я выступал, доказывал, что нельзя лишать людей того, что они честно заработали. Какие возражения у единороссов? Первое: «Нет положительного заключения правительства, нет расчетов, сложно оценить, сколько это потребует денег из Пенсионного фонда». Я предлагал: «Давайте решим хотя бы проблему тех ветеранов, которые живут в поселениях, где изменился статус, для тех, кто никуда не переезжал». Мне в ответ приводили Новую Москву, где бывшие пригородные деревни вошли в состав столицы и реально превратились в часть города. Но это – единичная ситуация, к тому же в Москве есть «сабянинские» доплаты, там минимальная пенсия более 20 тысяч. А «городских поселений», подобных Русской Поляне или Нововаршавке, в России – сотни.
Пока вопрос обсуждается, пока он находится в Комитете. Будем добиваться его положительного решения. К сожалению, наше правительство, как и во многих других случаях, пытается экономить на пенсионерах, страшно боится заплатить людям лишнюю копейку.
Записала
Евгения Лифантьева.