В разделе «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и на плановый период 2018–2019 гг.» указаны основные приоритеты экономической политики российского правительства. Первым из них названо «повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды». Уже четверть века – с самого начала эпохи «либерализации» экономики – все действующие в стране правительства декларируют эту цель. Но при этом никогда не расшифровывается, для кого именно Россия должна стать привлекательной. Может быть, для олигарха-миллиардера Фридмана, который владеет значительной частью российских богатств, но вместо того чтобы инвестировать в экономику нашей страны, вкладывает их в экономику американскую? В июле нынешнего года он торжественно объявил, что зарегистрировал в Люксембурге компанию, которая будет осуществлять вложения в зарубежные активы. В частности, 3 миллиарда долларов Фридман вложит в американскую медицину, в заокеанские инновации в области биологии и генетики. Эта сумма в рублевом эквиваленте составляет 81% от расходов российского федерального бюджета на государственную программу «Развитие здравоохранения в 2017 г.»
Пожертвуй Фридман эти миллиарды не на американскую, а на российскую медицину, расходы на жизненно важную для нашей страны и ее граждан программу могли бы существенно увеличиться, почти удвоиться. Но для Фридмана более привлекательными являются инвестиции в США, о чем он настойчиво сообщает раз за разом в своих комментариях в СМИ. И звучащие на протяжении многих лет призывы правительства инвестировать в российскую экономику он попросту игнорирует. Да и само правительство понимает, что дальше призывов дело и не пойдет при той социально-экономической системе, которую оно поддерживает своей политикой. Именно законы, продавленные правительством и его сторонниками в Думе, позволяют Фридману и ему подобным выводить гигантские ресурсы хоть в американскую экономику, хоть в зарубежные оффшоры – но только мимо России, в которой эти ресурсы создаются и которой они крайне нужны.
В материалах Счетной палаты приведены весьма впечатляющие данные о том, каких потерь стоит финансовой системе России никак не аргументированное освобождение участников бизнеса от налоговых и таможенных платежей. Эти потери по итогам 2015 года достигли 9 триллионов 230 миллиардов рублей. Из них 8 триллионов 766 миллиардов – потери, связанные с освобождением бизнеса от налоговых выплат. Эта сумма составляет 67,5% по отношению к федеральному бюджету того же года.
Так какие же еще налоговые льготы требуются бизнесу, чтобы он посчитал Россию инвестиционно привлекательной и признал свою обязанность инвестировать средства в нашу экономику? Или, может быть, мы должны согласиться с тем, чтобы бизнес был освобожден от налогов полностью? По сути, именно такой логике и следует правительство, утверждая, что даже те послабления, которые бизнес получает сегодня, недостаточны с точки зрения привлекательности. Но с такой логикой кабинет министров может дойти до того, что обяжет обнищавших граждан еще и выплачивать бизнесу налоги из своего кармана.
На самом деле проблема заключается не в инвестиционной непривлекательности России, а в том, что власть позволяет бизнесу проявлять полнейшую безответственность по отношению к стране. Более того, она стимулирует эту безответственность и постоянно ищет, чем оправдать ее в глазах народа. Как раз для такого оправдания правительству и нужны подобные заклинания.
***
Не иначе как проявлением цинизма и откровенным издевательством выглядит и декларирование кабинетом министров такой цели: «Повышение качества жизни и увеличение объема инвестиций в человеческий капитал». Наиболее значительные сокращения бюджетных ассигнований за период с 2016 по 2019 год предусматривается как раз по направлению «Новое качество жизни», включающему в себя 12 государственных программ.
Финансирование программы «Развитие здравоохранения» в 2017 году сократится на 25,3% по сравнению с 2016 годом. Финансирование программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан» будет в 2019 году урезано на 30% по сравнению с годом нынешним. Объем средств, выделяемых на программу «Содействие занятости населения», снизится по сравнению с 2016 годом на 29,4% в 2017 году и более чем на треть – в 2019 году. А с учетом инфляции финансирование этих программ будет сокращено примерно наполовину.
***
На финансирование государственной программы «Развитие науки и технологий» в бюджете на 2017 год предполагается выделить 150,8 миллиарда рублей. По заложенному в этом же бюджетном проекте курсу доллара на 2017 год, составляющему 67,5 рублей, эта сумма равняется 2,2 миллиарда долларов. То есть она равна годовому бюджету не самого крупного американского университета. Трудно представить, что на эти средства удастся обеспечить технологический прорыв огромной страны.
***
Не только финансово-экономическую политику, но и общую картину управления страной наиболее наглядно иллюстрирует структура расходов бюджета по основным направлениям (разделам).
Уже в 1м разделе, где отражены общегосударственные расходы, обращает на себя внимание тот факт, что Министерству финансов будет позволено израсходовать более 290 миллиардов рублей на так называемые «другие вопросы». То есть на цели, которые в проекте бюджета вообще никак не поясняются. Эти «зашифрованные» расходы в 2017 году составят 24%, а в 2018 году – почти 28% от общегосударственных расходов. На такие финансовые маневры правительства, назначение которых составители проекта скрывают, предлагается зарезервировать в новом бюджете по одному только 1му разделу в 2,5 раза больше средств, чем на финансирование фундаментальных исследований, на которое будет выделено 118,5 миллиарда рублей. А по всем разделам в совокупности правительство, «зашифровывая» свои будущие расходы с помощью строки «Другие вопросы», резервирует на следующий год 1,7 триллиона рублей – десятую часть бюджета! Аналогичный прием авторы проекта используют и в бюджете на 2018–2019 гг.
Разумеется, правительству, чтобы удержаться «на плаву», нужны резервы для маневра. Но не столько же! Фактически это уже не резервы, а огромные денежные средства, расходование которых заведомо выводится из-под контроля Государственной думы. Именно так и создается благоприятная почва для использования огромных ресурсов не по назначению, нецелевым образом. Министерство финансов не может этого не понимать. Но оно упорно игнорирует замечания, которые по этому поводу ежегодно делает правительству Счетная палата.
Такая финансовая политика не может способствовать развитию экономики страны. Она направлена не на развитие, а на самосохранение кабинета министров и той социально-экономической системы, частью которой он является. Которую всеми силами поддерживает, невзирая на то, что никаких успехов эта система России не приносит.
Перспективы экономического роста отражаются главным образом в разделе «Национальная экономика». Это один из тех разделов, по которым правительство предусмотрело увеличение расходов в 2017 году. По сравнению с текущим 2016 годом расходы по этому разделу вырастут на 7%. Но на 2019 год предусмотрено их снижение на те же 7%. То есть финансирование национальной экономики должно будет вернуться на уровень 2016 года. Следовательно, с учетом даже той минимальной и явно нереальной ежегодной инфляции, которую правительство закладывает в проект бюджета, фактические расходы на развитие экономики в 2019 году снизятся по отношению к 2016 году почти на 12%. Нетрудно предположить, что никакого ее развития мы при этом не увидим.
И председатель правительства Д. Медведев, и другие руководители кабинета министров уже не раз рапортовали о том, что в нынешнем году наблюдаются достижения в области сельского хозяйства. Очевидно, что этой отрасли российской экономики необходимо уделять особое внимание. Но правительство делает это лишь на словах. На практике же расходы на сельское хозяйство снижаются в бюджете 2017 года по сравнению с 2016 годом на 5,4%. А в 2019 году они, согласно бюджетному проекту, должны снизиться по отношению к 2016 году уже на 11,5%. С учетом же инфляции расходы на сельское хозяйство сократятся не менее чем на четверть.
Доля расходов, выделяемых на финансирование этого важнейшего направления, по-прежнему составляет чуть больше 1% от расходной части федерального бюджета. А от создаваемого в стране валового продукта на сельское хозяйство и рыболовство расходуется всего 0,2%. Такие показатели нельзя назвать иначе как позорными.
***
Выступая перед депутатами Государственной думы 5 октября нынешнего года, президент призывал нас добросовестно поработать над бюджетом и в первую очередь обеспечить его социальную направленность. Но как могут депутаты выполнить это требование главы государства, имея дело с таким проектом бюджета, который правительство представило в Думу? Ведь этот проект абсолютно не отвечает ни интересам российской экономики, ни интересам граждан. Он откровенно антисоциален.
Наиболее убедительно об этом свидетельствуют прогнозируемые расходы по разделу «Здравоохранение».
В расходной части бюджета по этому разделу предусматривается снижение расходов в 2017 году на 87,6 миллиарда рублей по сравнению с 2016 годом. Это почти двадцатипроцентное сокращение. А в 2019 году расходы по этому важнейшему направлению уменьшатся в сравнении с 2016 годом уже на 102,3 миллиарда рублей – на 22%. С учетом же инфляции они снизятся за три предстоящих года почти на треть. При этом расходы на стационарную медицинскую помощь сокращаются в 2017 году на 87,3 миллиарда рублей. Несмотря на то что смертность граждан на дому стремительно растет.
Разумеется, правительству известно, что здравоохранение погружается в глубокий кризис, деградирует на наших глазах. Так каким же волшебным образом удастся обеспечить повышение качества жизни граждан России при таком бюджетном обеспечении медицины?!
Заметим, что снижение расходов на здравоохранение планируется на фоне безостановочного роста цен на лекарства, в том числе и относящиеся к числу жизненно важных. А правительство, вместо того чтобы искать способы смягчения этой колоссальной проблемы, и в разделе расходов на здравоохранение «резервирует» почти 80 миллиардов рублей – 21,1% выделяемой суммы на так называемые «другие вопросы». Это средства, которые будут использованы по усмотрению министра финансов. Не исключено, что они, как водится, будут размещены на депозитах и принесут доход тем, кто использует бюджетные средства для финансовых спекуляций, а не для решения важнейших социальных вопросов.
И все это происходит в условиях, когда в стране уже закрыты тысячи медицинских учреждений, когда многие услуги в сфере здравоохранения стали платными и недоступными для миллионов людей. Это уже не просто антисоциальная политика. Это самый настоящий геноцид.
***
Из всех 14 разделов расходной части федерального бюджета последние 7 лет наиболее динамично растут расходы по разделу «Обслуживание государственного долга». С 2016 по 2019 год они, согласно представленному в Думу проекту, должны вырасти почти на 230 миллиардов рублей. А общая сумма этих расходов составит в 2019 году 869,5 миллиарда рублей. И впервые за последние несколько лет превысит расходы по разделу «Межбюджетные трансферты», от которых в значительной степени зависит благополучие российских регионов. На поддержку региональных бюджетов в 2019 году планируется направить на 51,3 миллиарда рублей меньше, чем на обслуживание государственного и муниципального долга.
***
Когда российское правительство, и прежде всего финансовый блок кабинета министров, ставит себе в заслугу якобы низкий уровень внешнего долга, оно попросту дурачит народ, за счет которого как раз и погашает взятые без ведома граждан долговые обязательства. Как можно говорить о незначительном внешнем долге, если по состоянию на 1 октября текущего года совокупный внешний долг России составил 516,1 миллиарда долларов и на 30% – на 118,4 миллиарда – превысил международные (золотовалютные) резервы страны, составлявшие к 1 октября 397,7 миллиарда долларов?! К тому моменту, когда проект бюджета на предстоящую трехлетку поступил в Государственную думу, совокупный внешний долг нашей страны уже составлял около 43% от ее ВВП. Любому здравомыслящему человеку должно быть ясно, что это очень опасная ситуация для российского государства и всего общества.
Необходимо осознавать, что внешняя зависимость давно уже стала настоящей болезнью нашей финансовой системы. На протяжении 25 лет разрушительных «реформ» эта болезнь постоянно усугублялась стараниями рыночных экстремистов. И касается она не только долга перед зарубежными заемщиками, но и золотовалютных запасов страны, о которых я упомянул выше. Если называть вещи своими именами, то нужно признать, что те, кто управляет российской экономикой и финансовой сферой, уже давно отдали международные резервы России под фактический контроль зарубежных финансовых структур. Серьезность и опасность этой ситуации подтверждается и теми откровенными угрозами, касающимися российской финансовой сферы, с которыми не стесняются выступать недоброжелатели нашей страны.
Вот только один недавний пример. 28 октября в эфире Радио «Свобода», в программе «Американские вопросы», с угрожающими антироссийскими заявлениями выступил американский профессор-экономист, сотрудник Гуверовского института войны, революции и мира Михаил Бернштам. Он прямо заявил, что Соединенным Штатам пора использовать внешнюю зависимость финансовой системы России для жесткого давления на нашу страну и для принуждения российского руководства к изменению чересчур самостоятельной внешней политики, которая перестала устраивать Америку.
Отметив, что Россия, несмотря на ее стремление к укреплению своей самостоятельности, остается очень уязвимой, Бернштам напомнил: все золотовалютные резервы России «находятся на компьютере Федерального резервного банка Нью-Йорка. У России имеется еще наличная валюта. Но эта наличная валюта вся находится в московских отделениях западных банков. Надо предупредить, что вместо каких-то военных мер просто будут наложены санкции на Центральный банк России. Как только это происходит, сразу оказывается, что Центральный банк России не может продать свои облигации, потому что Федеральный резервный банк НьюЙорка не будет проводить эти операции… 279 миллиардов долларов валютных сбережений у россиян – у домохозяйств и у предприятий. Они их не смогут вынуть, потому что у российских банков этих денег нет».
***
Предусматривается рост фонда заработной платы всего на 4,7–5%. При этом рост реальной зарплаты в 2017 году прогнозируется в пределах 0,4%, в 2018 году – в пределах 2%, в 2019 году – в пределах 1,6%. Если же говорить о росте реальных доходов населения, то он должен составить в 2017 году лишь 0,2%, в 2018 году – 0,5%, в 2019 году – 0,8%.
Отсюда следует, что рост фонда оплаты труда будет, как и рост инвестиций, частично «съеден» инфляцией – даже такой умеренной, ограниченной 4%, какую с явно необоснованным оптимизмом предполагает кабинет министров. Как справедливо отмечено в заключении Счетной палаты, «прогнозируемые на плановый период темпы роста реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы не позволят достичь в 2019 году даже их уровня 2014 года».
А если не будет реального роста заработной платы и доходов населения, то не будет и роста потребительского спроса, который является основным фактором развития.
Как бы нам ни хотелось верить в скорейшее оздоровление ситуации и в подъем
отечественной экономики, представленный проект доказывает неизбежность ее стагнации.
Одним из подтверждений справедливости этого вывода является состояние Резервного фонда, сыгравшего важную роль в покрытии дефицита бюджета в 2014–2016 годах. К началу 2017 года он будет составлять лишь 1,1 триллиона рублей. И при тех условиях, которые заложены в новом бюджетном проекте, этот фонд вскоре будет исчерпан полностью. А Фонд национального благосостояния сократится с 4,6 триллиона рублей в 2017 году до 2,7 триллиона в 2019 году. И это в лучшем случае.
С тех пор как стали создаваться эти фонды, КПРФ настойчиво призывала активнее использовать их средства для развития реального сектора экономики. Если бы власть прислушалась к нашим требованиям, сегодня в стране была бы другая финансовая, экономическая и социальная ситуация. И возможностей для формирования бюджета, отвечающего задачам успешного экономического развития, было бы гораздо больше.
***
Наша партия требует пересмотра этой политики и возвращения под контроль государства тех ресурсов, которые не только позволят залатать дыры в бюджете, но и смогут обеспечить России индустриально-инновационный рывок.
В первую очередь необходима национализация природных ресурсов и стратегических отраслей экономики. Сама жизнь доказывает, что без этого страна не сможет вернуться на путь устойчивого развития. Либо Россия останется дойной коровой для олигархии, продолжая деградировать и двигаться к катастрофе. Либо она отберет у олигархов контроль над минерально-сырьевой базой и тем самым вернет себе важнейший источник финансирования экономики и социальной сферы. Иного выбора у страны нет.
Среди тех мер, которые также необходимо принять в первую очередь, – введение прогрессивной шкалы подоходного налога; усиление бюджетной поддержки национальной экономики и ее технического обновления; восстановление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; возвращение государственной монополии на спиртоводочную продукцию.
Осуществив все это, можно удвоить доходы российского бюджета.
Нынешнее правительство не пойдет на осуществление такой программы ни при каких обстоятельствах. Задача действующего кабинета министров состоит в том, чтобы служить российской олигархии и транснациональному капиталу, опираясь на неолиберальную идеологию. На ту идеологию, чье банкротство и крах сегодня наблюдается и в Европе, и в США. И представленный в Думу проект бюджета – это лишь очередная попытка усыпить бдительность общества, которое власть давно стремится погрузить в летаргический сон. Увести от осознания реальной ситуации в стране, от понимания бесперспективности и опасности продолжения нынешней социально-экономической политики.
Фракция коммунистов в Государственной думе убеждена: представленный проект бюджета не заслуживает поддержки.