Его имя в последнее время на слуху. И не только благодаря шахматам. Гроссмейстер Сергей Карякин: «Выступать под нейтральным флагом или флагом ФИДЕ – это лицемерие».
– Турнир «Шахматные звезды» становится традиционным. Что скажете о составе участников? Не удивляет, что в Москву приехали и шахматисты из других стран?
– Это замечательный турнир. Хотел бы поблагодарить организаторов за то, что, как и прошлый, осенний, он проходит на высшем уровне. Формат уникальный. В «Шахматных звездах» вместе собираются и дети, и взрослые. Когда ребятишки заканчивают свои соревнования, они могут впрямую следить за игрой сильнейших гроссмейстеров мира. Так приобретается полезный опыт, который пригодится в шахматном будущем, если оно настанет. В сегодняшней политической обстановке очень ценно, что в Москву приезжают иностранцы. Спасибо всем, кто откликнулся. Хвала организаторам, которые, проделав большую работу, сумели договориться с ведущими зарубежными шахматистами.
– А что о ваших планах на этот турнир?
– В прошлом году занял второе место: в целом был доволен. Наш гроссмейстер из Казани Влад Артемьев был в отличнейшей форме, первое место занял абсолютно по делу. Мне, конечно, надо сейчас бороться за первое место, но любое попадание в тройку буду рассматривать как хороший результат: турнир на самом деле очень сильный.
– 7 апреля в Астане откроется матч за звание чемпиона мира между Яном Непомнящим и Дин Лижэнем из КНР. Вопрос традиционный, всех интересующий: у кого шансы на победу выше?
– Считаю обоих очень сильными, талантливыми. Яна Непомнящего знаю, конечно, лучше. С детства общаемся, много играли друг против друга. Дин Лижэнь помоложе на два года, он с другого континента. Играли с ним не так часто. А когда начался COVID, китайцы вообще перестали выступать где бы то ни было. Тем не менее Дин Лижэнь – один из лучших шахматистов мира. У него традиционно сильная китайская шахматная школа. И традиционно опасная. Поэтому матч будет интереснейшим.
– Кто же все-таки фаворит?..
– Могу сказать, что сейчас игра Дин Лижэня на турнире в голландском Вейк-ан-Зее не производит большого впечатления. Если он не приведет свою форму в порядок и будет допускать такие же ошибки, то у Яна Непомнящего хорошие шансы на победу. Но опять-таки при условии, что и Ян подойдет к матчу в боевой форме. Повторюсь: вопрос исключительно формы подготовки. Мне кажется, что Ян фаворит, но, скажем так, небольшой. И только матч сможет дать ответ, верен ли мой прогноз.
– На прошлый такой матч вы поехали в Дубай, помогали Яну. Как будет на этот раз?
– Да, тогда я действительно помогал. В этот раз подобных предложений мне не поступало. Отвечать на этот вопрос не вижу смысла даже гипотетически. Все равно буду болеть за Яна, все-таки мы много лет вместе выступали за сборную России. И даже несмотря на разные позиции по определенным вопросам, Ян для меня гораздо ближе, чем Дин Лижэнь.
– Как вы относитесь к стремлению Федерации шахмат России перейти из европейской в азиатскую федерацию?
– Всегда подчеркиваю: любые правильные инициативы поддерживаю, а эта инициатива, безусловно, правильная. Вижу и прекрасно понимаю, что в Европе нас не ждут, нам там не рады. А будущее как раз-то за азиатскими шахматами. В Азии развивают сейчас свои шахматные традиции. И нам надо быть вместе с ними.
– Шахматный мир захлестнула волна ненависти к России…
– Именно. Сначала все это было на словах. Теперь уже идут какие-то нормативные документы.
– Тогда прокомментируйте, пожалуйста, официальное решение шахматной федерации ФРГ об отказе финансировать своих шахматистов за одно лишь участие в турнирах, в которых играют россияне и белорусы. Геноцид?
– Если немецкие шахматисты будут выступать в турнирах с россиянами, им урежут финансирование. Конечно, это геноцид против российских гроссмейстеров. Попытка посеять вражду между спортсменами. Это никак не сочетается с девизом ФИДЕ – «Все мы одна семья». Но мы видим, что абсолютно не все и не одна семья. Нас всячески выгоняют из европейских шахмат. И цепляться за них не стоит.
– Собираетесь ли все же выступать в официальных турнирах? Или, как заявляли, сделаете это только под Российским флагом?
– Я не буду выступать под нейтральным флагом или под флагом ФИДЕ, что фактически одно и то же. Тем более что ФИДЕ до этого дисквалифицировала меня на шесть месяцев. И после этого выступать под ее флагом я считаю, мягко говоря, неправильным, а по сути – унизительным.
Я бы с удовольствием выступил на чемпионатах мира по блицу и по рапиду в Алма-
Ате, а также играл в других официальных соревнованиях. Надеюсь, рано или поздно этот вопрос решится. Ведь, насколько я слышал, президент Федерации шахмат России Андрей Васильевич Филатов говорил, что будет добиваться, чтобы россияне выступали под своим флагом. Если удастся, то это станет большим достижением.
– Если не сможете активно играть в шахматы, то каковы ваши ближайшие планы, цели и задачи?
– Надо учиться философски относиться к жизни. Особенно после того, как я прошел долгий и сложный путь, попал в турнир претендентов, а потом меня взяли и из него исключили за мою гражданскую позицию. И я начал понимать: все в этой жизни относительно, надо просто оставаться нормальным человеком. А дальше – будь что будет. Если получится активно выступать в сильнейших турнирах, то я, понятно, буду в них играть Это очень важно в период, когда международных турниров практически нет.
– А если не получится активно играть?
– В конце февраля стал президентом одной из региональных шахматных федераций. Как и обещал, буду развивать шахматы в одном отдельно взятом регионе России.
Но и без этой должности выполняю социальные задачи. Это, к примеру, сеансы одновременной игры с детьми. Так молодому поколению передается опыт. А еще мастер-классы, лекции, поездки по регионам. Совершаю их регулярно, а если понадобится, то повышу их интенсивность.
Я член Общественной палаты Российской Федерации. Но не являюсь политиком в полном смысле этого слова. Однако я всегда буду поддерживать нашу Россию. И мне кажется, в каком-то смысле доказал, что готов делать это в любой ситуации. От собственных убеждений не отказываюсь, буду со своей страной столько, сколько потребуется, имею в виду сегодняшнюю ситуацию.
– В случае избрания не боитесь превратиться в занятого по горло шахматного функционера?
– Не боюсь. К тому же со мной рядом отличная команда. Не собираюсь превращаться в чистого функционера. Буду продолжать играть. По шахматным меркам возраст позволяет (Карякину 33 года. – «РГ»), и как шахматист, я еще до конца себя не реализовал.
Николай Долгополов,
Альберт Миннуллин.
«Российская газета».