Красный путь
Красный путь

Точка зрения. Вице-премьера вызывали?

Недавние визиты высокопоставленных федеральных чиновников в регион, где провалены важнейшие федеральные программы, заставляют омичей недоумевать: а приезжали-то зачем?

 

Подходит к концу первый срок правления главы региона Александра Буркова, и уже с осени обозначились сигналы о намерении вновь выставить свою кандидатуру на губернаторский пост. Сначала не явные, а сегодня уже очевидно, что предвыборная кампания начинает разворачиваться в полном соответствии с законами жанра.

Однако для официального старта Александру Буркову в ближайшее время предстоит пройти, пожалуй, самый важный этап – процедуру согласования в Администрации президента. И для этого кандидат должен зарекомендовать себя с позитивной стороны, как-то доказать, что не только хочет, но и может управлять областью еще одну пятилетку.

Учитывая, что дела и в экономике региона, и в социальной сфере идут, мягко скажем, не блестяще, задача произвести благоприятное впечатление на федеральном уровне представляется крайне сложной, если вообще выполнимой. Ведь необходимо «показать товар лицом», продемонстрировать образцы управленческой эффективности. А где эти образцы взять?

Судя по всему, работа по их поиску началась заблаговременно, еще в прошлом году. Первым серьезным шагом в данном направлении можно считать приезд в наш город вице-премьера Виктории Абрамченко, которая курирует в правительстве экологическую политику. Высокопоставленная чиновница тогда заявила, что в Омской области лучше всех в Сибирском федеральном округе идет мусорная реформа.

Это заявление, сделанное на всю страну и растиражированное многими СМИ, просто шокировало омичей. Ведь они буквально на себе ощутили все последствия криминально-коррупционной схемы, реализованной ООО «Магнит» под видом реформы. По сути, нужно было говорить о полном провале важнейшего федерального проекта.

Естественно, возникает вопрос: зачем Виктория Абрамченко назвала белым то, что явно таковым не является? Маловероятно, что она не знала настоящего положения дел. В конце концов, у вице-премьера есть возможность запросить подробную аналитику, в ее распоряжении целый штат квалифицированных чиновников, которые должны давать точную оценку ситуации.

Поскольку удобоваримого ответа на данный вопрос нет, напрашивается мысль, что визит Виктории Абрамченко стал результатом некой ее кулуарной договоренности с губернатором Александром Бурковым, и вице-премьер просто честно выполнила условия этой договоренности. Реакцией возмущенных скандальным заявлением омичей, читай будущих избирателей, на том этапе вполне можно было пренебречь. Главное – чтобы позитивную информацию услышали на федеральном уровне. И запомнили.

 

С тех пор произошло много других событий разной степени значимости, но, пожалуй, самое серьезное из них – приезд в Омск Генерального прокурора Игоря Краснова, масштабная прокурорская проверка и обнародование ее результатов на федеральных информационных ресурсах. Тогда возникло ощущение, что по вскрытым проверкой вопиющим фактам будет возбуждена серия уголовных дел, что поставит жирный крест на всяких надеждах Буркова продлить свои полномочия еще на один срок.

Но после отъезда Краснова приехал его заместитель, состоялось совещание, был подготовлен какой-то план, а потом все затихло. Поползли слухи, что ничего серьезного на территории Омской области Генеральная прокуратура предпринимать не намерена и что должную правовую оценку выявленным фактам по провалу исполнения целевых федеральных программ она давать не будет. Слухи, конечно, есть слухи, но ситуация действительно выглядит так, будто негатив аккуратно «закапсулировали». Во всяком случае, пока. Все же не хочется верить, что у нас любой вопрос можно «решить» на уровне подковерных договоренностей, даже в Генеральной прокуратуре.

Неприятное впечатление от прокурорского негатива, видимо, призван был сгладить визит в Омск вице-премьера Александра Новака. Понятно, что его в первую очередь интересовало детище Газпромнефти, однако переговорил вице-премьер и с губернатором Александром Бурковым. После чего появилась невнятная информация о том, что якобы Новак намерен инициировать перевод омских угольных ТЭЦ на газ. Вроде как это его идея. Хотя если внимательно посмотреть опубликованные отчеты о встрече, об этом говорил сам Бурков, а не Новак.

И снова возникает ощущение, что визит вице-премьера состоялся по просьбе нашего губернатора, видимо, при содействии председателя правления Газпромнефти Александра Дюкова – с целью оказания поддержки ввиду предстоящих выборов. По крайней мере, эта версия полностью укладывается в стратегическую линию предвыборной подготовки Александра Буркова. Москва должна получить четкий устойчивый сигнал: все у него в хозяйстве хорошо, все работает, инвестиции притекают, масштабный экологический проект по переводу станций на газ прорабатывается, мусорная реформа идет вообще лучше всех и т.д.

 

Сказать по правде, эти визиты – что вице-премьера Новака, что вице-премьера Абрамченко – чем-то напоминают нашумевшие в свое время приезды в Омск на завод им. Попова отставных Тони Блэра и Мадлен Олбрайт – по приглашению руководителя предприятия Ивана Полякова. У отставных западных политиков есть такая практика приезжать и тем самым повышать известность пригласивших их компаний. За скромное вознаграждение, выражаемое инвалютными суммами с шестью нулями. История смешная и нелепая, особенно если учесть, что речь идет об оборонном заводе.

Похоже, нечто подобное мы видим и в наших случаях. Ну, скажите, с какой целью высокопоставленные чиновники приезжают в регион, где провалены, по моему мнению (и не только по моему), важнейшие национальные проекты? Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно прочитать опубликованные в прессе результаты той же проверки Генеральной прокуратуры. А облеченные серьезными полномочиями гости вместо того, чтобы говорить о реально существующих проблемах, лишь производят бесполезный, якобы оптимистический, информационный шум.

Или разве губернатор Александр Бурков не знает, что такое угольные станции, построенные в Омске 50 лет назад? Какая там экономическая эффективность, какой экологический вред они наносят мегаполису, и сколько стоит перевод ТЭЦ на газ, которого сейчас в стране избыток по причине сокращения экспорта? Ведь совершенно очевидно, что этот перевод целесообразен со всех точек зрения. Однако за пять лет правления Буркова никаких реальных шагов для решения данной проблемы сделано не было.

Для сравнения можно взять пример Челябинска, где недавно за 800 миллионов рублей перевели на газ угольную станцию, работавшую ранее на том же экибастузском высокозольном угле. И модернизированная ТЭЦ теперь обеспечивает электроэнергией и теплом 400 тысяч жителей Челябинска. Это реальный результат работы местной власти.

Переход двух омских станций обойдется дороже, но речь не идет о каких-то неподъемных для ТГК-11 деньгах. По разным оценкам, затраты могут составить от двух до четырех миллиардов рублей. Монополист легко может решить проблему за счет своей прибыли, которая после того, как компания сбросила с себя убыточные сети, выросла в разы – до пяти миллиардов рублей в год. И на выкуп где-то там арестованных акций Абызова 27 миллиардов нашлись, а вот на решение чрезвычайно больной для Омска проблемы почему-то не находятся куда более скромные суммы. Почему?

Разве это не вопрос для уровня вице-премьера Новака? Но чтобы найти на него ответ, нужно привезти в Омск собственника угольных ТЭЦ, вместе с главой региона сесть за стол переговоров и совместно принять конкретные решения. В конце концов, надо же когда-то убирать коррупцию, которая генерируется в недрах монопольных структур. Увы, ничего конкретного омичи не услышали.

 

Ещё одно не менее важный вопрос, который, по идее, Новак должен был поднять на встрече с губернатором Александром Бурковым. Если сегодня мы ставим задачу значительно нарастить инвестиции в промышленное производство, то почему Омская РЭК, в числе двух десятков других субъектов Федерации, приняла решение об увеличении тарифа на передачу энергии монополисту МРСК Сибири на целых 18 процентов? В результате объем перекрестного субсидирования для омских промышленных предприятий сразу подскочил на 58 процентов.

В общей сложности по двадцати субъектам это увеличение составило 95 миллиардов рублей. Поделим пропорционально, и получается, МРСК будет ежегодно изымать у омских промышленников не менее пяти миллиардов рублей. Почему остальные 65 субъектов Федерации не стали задирать тарифы, а два десятка регионов, в том числе Омская область, это сделали? Неужели это не вопрос, который вице-премьер, курирующий отрасль, должен был задать губернатору Александру Буркову? Увы.

Между тем Новак не может не знать, что только за последние десять лет стоимость электроэнергии в нашей стране увеличилась на 60 процентов. А в Китае, за тот же период она на 20 процентов снизилась.

Мало того, есть огромная разница в тарифах и по российским регионам. Скажем, в Иркутской области предприниматели платят 1,42 рубля за киловатт-час, а в Омске – почти пять рублей. И сейчас тариф еще вырастет. О какой конкурентоспособности и каком росте промышленного производства можно говорить в такой ситуации? Ведь энергоресурсы – основа любой экономики. Не важно, капиталистической, социалистической или же феодальной.

Если уж считается, что мы живем в рыночных условиях, тогда дайте, в конце концов, доступ всем предприятиям на свободный рынок. Хотя бы по электро­энергии. Чтобы каждый предприниматель имел право купить ее напрямую у производителя и не платил монополисту за нарисованные мифические затраты. Но сегодня из 40 тысяч омских предприятий к этому допущены только четыре. Какой же это рынок?

 

И вице-премьер Виктория Абрамченко тоже, по идее, должна была задать Александру Буркову волнующий всех омичей вопрос: почему тарифы на вывоз твердых бытовых отходов у нас выросли в десять раз? Но, похоже, не задала. О какой же инвестиционной привлекательности территории может идти речь, когда монополисты с такой беззастенчивостью выворачивают карманы граждан и предпринимателей?

А отходы между тем как сваливались, так и продолжают сваливаться на закрытые по суду свалки в черте миллионного города. Ведь имитация мусорной реформы сегодня, по сути, отбросила важнейшую отрасль жизнеобеспечения мегаполиса на семь лет назад.

Если бы эти актуальнейшие проблемы подняли посетившие Омск высокопоставленные чиновники, не возникали бы разные подозрения, и омичи, которым скоро предстоит стать избирателями, не гадали, зачем они все-таки приезжали. Тогда и в голову никому бы не пришло проводить параллели между визитами российских вице-премьеров и приездом честно отработавшими свой гонорар Тони Блэра и Мадлен Олбрайт.

Впрочем, благостная картинка об успехах региона, которая рисовалась с помощью приглашенных гостей, и не была рассчитана на потенциальных избирателей. Их предсказуемая реакция пока не важна. Электоратом можно будет заняться позже – предвыборные технологии для этого давно отработаны. На данном этапе главное, чтобы позитивные сигналы были услышаны в Москве…

Сергей МИЗЯ,

председатель комитета
по экономической безопасности Омской торгово-
промышленной палаты.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех