Считаю своим долгом рассказать о том неприятном факте, когда мы, депутаты районного Совета, и наша исполнительная власть совершили непростительную ошибку, не поздравив земляков со 100-летием образования Союза Советских Социалистических Республик – той Великой державы, в которой мы родились, получили бесплатно образование, первое рабочее место, бесплатное жилье. Не нашлось места и в местной газете.
Что было в 91-м и после 91-го и вспоминать не хочется. Беловежское соглашение, расчленение страны, танковая пальба по Верховному Совету… Многие члены КПСС (точнее – партбилетчики), оглушенные теми событиями, выкинули или припрятали партийные билеты. Развалены десятки тысяч предприятий, уничтожены целые отрасли, по деревням словно «фашист пролетел». Теперь пытаемся убрать из памяти, что была такая, еще раз назову, Великая держава, которой достаточно было озвучить: «ТАСС уполномочен заявить…». И та или иная международная проблема решалась.
У тех, кому за шестьдесят, может страдать память. Вольно или невольно своими действиями или бездействиями они вытравляют память об СССР. Сказать, что мы бездействовали, не верно. Когда верстался план работы районного Совета депутатов на 2022 год, мы, депутаты-коммунисты, вносили на рассмотрение одной из сессий вопрос о праздновании 100-летия СССР. Обсуждали на депутатских комиссиях и приняли решение вернуться к данному вопросу во второй половине года. Что же случилось, что мы его не рассмотрели? Может, потому, что при отчете руководителя управления культуры района с трибуны было заявлено, что культура готовится праздновать данный юбилей? Было даже заявлено, что культура вне политики, и ее представители готовятся к данной дате. И мы, видимо, успокоились. А культура в самом деле вне политики? Впрочем, есть информация, что еще действует Указ Ельцина, что культура не должна формировать идеологию в стране.
Вольно или невольно своим поступком вычеркиваем из летописи истории района страницы, написанные кровью погибших дедов и прадедов, потом тружеников тыла, положивших здоровье на алтарь Победы, а затем на развитие района. Мы не поздравили детей войны, людей, награжденных советскими орденами и медалями. Я даже не знаю, как будет теперь праздноваться День Победы. Победа советского народа в той страшной войне есть, а страну, которая победила, пытаемся вычеркнуть из памяти. А День пограничника? Герой Советского Союза И.И. Стрельников, защищавший неприкосновенность границы, – разве не СССР? Сейчас вспоминают – видимо, не ошибусь – про остров Даманский только 28 мая, так как воспоминание о нем может натолкнуть на вопрос: а что с островом? Многое из написанного мной было озвучено в заявлении на январской сессии. Как же с такой памятью будем воспитывать в детях любовь к родине, к родителям, старикам? Как будем смотреть в глаза детей и внуков, которые будут идти в Бессмертном полку с портретами победителей в той страшной войне на День Победы советского народа? Как же дальше будем созидать? Да никак. Поколение, не помнящее прошлого, не может построить будущего. Да и программа созидать – что перед страной, что перед нашим районом – особо, видимо, не стоит.
У руководства региона, на мой взгляд, всего две задачи. Одна из них – лояльность к верхам, Москве: глядишь, деньжат подкинут в область. Вторая задача: обеспечить выборы нужных кандидатов. Неважно каким образом – нарисуют цифры, сфальсифицируют, припишут. Действующие лица знают, что за все это они отвечать по закону не будут.
Подтверждение этому мы видели на последних выборах в Омский городской Совет. К тому же были задействованы бюджетные деньги. Просто уму непостижимо.
Сейчас идет формирование УИКов (участковых избирательных комиссий) сроком на пять последующих лет. Перед этим я зашел в ТИК и спросил, будут ли изменения количественного состава УИКов, так как в некоторых деревнях осталось лишь несколько домов. Есть примеры, когда бывшие члены комиссий живут уже в другом районе. Мне сказали, что ответ будет дан после 25 января, когда будет принято решение. Зайдя в назначенный срок, получаю ответ, очень меня удививший: 100% комиссий УИК в районе будут сохранены. Видимо, не важно, сколько там живет, сколько прописано. Другого объяснения я не вижу.
А вообще, сколько малых деревень в области с десятком-двумя жителей, средь коих 5–7 членов комиссии? Там также попытаются сохранить избирательные участки?
Начали обзванивать деревни и подбирать людей для участковых избирательных комиссий, а там люди с советской совестью говорят: какая комиссия, если в их деревне осталось пять – десять домов, мы же и члены комиссии, мы же и избиратели со своими мужьями, женами. Член комиссии прежнего состава, живущий в другой деревне, даже в другом районе, будет ездить к нам, имея прописку по старому адресу? Мне даже сказали, что закон разрешает жителю другого района быть членом УИК.
В администрации района подтвердили, что действительно принято решение сохранить все ранее существующие комиссии. Такой ответ получил от управляющего делами. Мои доводы, что пора бы научиться считать деньги налогоплательщиков, притом огромные деньги просто сотрясли воздух. Решение принято. На мои вопросы, для чего это делается, получил ответ, что своим решением они сохраняют сельские клубы в малых деревнях, еще речь шла про плохие осенние дороги. А что касается больших финансовых затрат на работу данных комиссий, получен ответ: пусть люди получат хоть какие-то деньги. А дальше прозвучало самое интересное: когда подойдут муниципальные выборы, где надо будет нести затраты из бюджета муниципального района, мы эти комиссии закроем. Как поется в той песне: все в наших руках. Уже и сельские клубы, о которых мы так печемся сегодня, оказывается, в то время будут не нужны, уже и не захочется «хоть какие-то деньги» членам избирательных комиссий платить. Видимо, и о плохих осенних дорогах можно будет забыть.
Что, кстати, мешает вернуться к голосованию в декабре?
Хочется задать вопрос главе района: а знают главы сельских поселений, которые сегодня формируют УИКи, что вынашиваются планы о закрытии данных комиссий перед муниципальными выборами? Если такое случится, то как главам в глаза смотреть тем людям, которых они уговаривают сегодня на работу в УИК сроком на пять лет? Члены участковых избирательных комиссий в малых деревнях знают? Может, сегодня, когда специально дано время для формирования комиссий, сделать так, чтобы потом не ломать копья, не обманывать людей? Не подставлять глав сельских поселений, на которых ссылаются? Уже сегодня привести все в соответствие с законом, смотря на будущее этих малых деревень – все отработать, принять решения, не нарушив избирательного права жителей?
Позиция администрации укрепила наши предположения, что данные комиссии в малых деревнях необходимы только для двух выборных кампаний: губернатора и президента России.
Можно предположить: раз собираются платить избирательным комиссиям большие деньги, то, думаю, будет и давление на них для получения нужного результата. Можем предположить? Можем. Есть возможность «подтянуть» в деревню тех, кто там давно не живет, но имеет прописку? Есть. Мы с вами знаем, что многие «победы» ставленников власти на различных выборах получали за счет сельского жителя. Сегодня село скукоживается, жителей значительно поубавилось, многие начали задумываться, не взбрыкнуть ли – а чиновничьей «Единой России» ох как хочется получить нужный результат.
И еще. Уважаемый народ, когда же мы с вами будем хоть чуть-чуть думать? Что еще надо сделать такого, чтобы мы содрогнулись? У нынешней исполнительной власти задача поработать еще несколько лет, даже если после этого правления один клуб останется в поле на месте бывшей деревни. И вы прекрасно видите, что к этому идет.
И последнее. Уважаемые ветераны, жители района, приношу извинения за то, что не поздравили вас на официальном уровне со 100-летием образования СССР. Простите.
Виктор ВЯЧИН,
первый секретарь
Оконешниковского местного
отделения КПРФ,
депутат районного Совета.