В 90-е и нулевые годы омский электротранспорт понес значительные потери. Это объяснимо. Трамвай, троллейбус, как любой городской общественный транспорт, ориентированы на рядового горожанина, их задача – дать людям, не имеющим личных авто, возможность комфортно и недорого передвигаться по городу. Идея общественного транспорта, кто бы что ни говорил, – идея социалистическая. Но в условиях дикого российского капитализма чиновники меньше всего думают об интересах рядовых горожан. К тому же развитие электротранспорта – дело повседневное и негромкое, на нем нельзя получить столько «откатов», как на «стройках века», вроде метро и гидроузла.
Власти вспомнили о трамвае лишь в последние годы. Огромную роль в том, чтобы о трамвае
всерьез заговорили на совещаниях в «высоких кабинетах» сыграли гражданские активисты – члены «Общества любителей трамвая». Десятки пикетов и других уличных акций заставили чиновников хоть немного, но обратить внимание на «трамвайную» тему.
Впервые за 10 лет омское трамвайное депо получило «половину» новой транспортной единицы – купили в Минске трамвайный корпус, который уже в Омске ставили на старую колесную «тележку» и оборудовали такими же старыми, много раз ремонтированными тягловыми двигателями. Нынешним летом «белорусский» трамвай вышел на линию, ходит по 4-му маршруту. Пока это – единственное приобретение.
Но все же, отношение к электротранспорту в городе постепенно меняется. Он – одна из ключевых тем в проектах развития города, так что свой юбилей работ-
ники омского электротранспорта встречали пусть с робкими, но все же надеждами.
Евгения Лифантьева.
На снимке: трамвайные пути на ул. Маркса (перекресток с ул. Чкалова – в районе нынешнего ТЮЗа, 30-е годы).
Фото из коллекции Игоря Федорова.