Чем ближе принятие регионального бюджета, тем меньше омские СМИ, аффилированные с региональной властью, вспоминают о Постановлении Совета Федерации о государственной поддержке социально-экономического развития Омской области. А ведь еще недавно региональный агитпроп выдавал появление этого документа за очередную победу правительства области и лично губернатора.
В том постановлении, кстати, есть обнадеживающие и оптимистичные для омичей пункты софинансирования здравоохранения, выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, дополнительного финансирования ряда региональных и федеральных программ и национальных проектов.
Есть в нем и пункты с рекомендацией правительству Омской области, в частности, об использовании золошлаковых отходов при дорожном строительстве, которые подаются как инновация и пилотный проект чуть ли не в рамках всей России.
Ладно, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко погорячилась насчет «пилотного», она вместе с Советом могла и не знать, что еще десять лет назад на полном серьезе в Омской области обсуждалось использование золошлаковых отходов в строительстве дорог, создавались рабочие группы при региональном минстрое, была разработана долгосрочная целевая программа «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории Омской области (2012 – 2020 годы)». А Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний внес в единый реестр наш омский стандарт «Материалы золошлаковые омских ТЭЦ для вертикальной планировки территорий, обратных засыпок, ликвидаций последствий недропользования и рекультивации карьеров».
Ну не знала об этом Матвиенко, но журналисты омские помнить должны, и восторги не изливать. Кстати, первый заместитель губернатора Валерий Бойко в те времена был министром строительства и ЖКК Омской области. Напомню: производство газобетонных блоков с их использованием было запущено в ноябре 2007 года. Максимальная производительность оборудования – 120 тысяч куб. метров готовой продукции в год. Второй завод по производству известково-зольного кирпича был запущен в Омске в мае 2009 года в районе ТЭЦ‑4. Основу его технологической базы составляет новое оборудование немецкой компании W+K Maschinenfabrik. Проект был реализован при поддержке правительства Омской области и Сбербанка России.
Между прочим, именно тогда энергетики решили повысить цену на золошлаковые отходы, которые висели у них гирями убытков из-за оплаты налога на землю – как ни крути, а золоотвалы омских ТЭЦ занимают площадь около 980 гектаров. Приплюсуйте сюда экологические проблемы. В Германии, например, первые пять лет владельцы ТЭЦ даже приплачивали строителям дорог за утилизацию, потом ушли в ноль, а следующий этап – низкая цена за золошлаковые отходы.
В 2008 году, а точнее сказать – в конце концов, власть сказала свое «фи» – и цены на отходы упали. Но незначительно. Иначе чем объяснить, что перерабатывается и используется сегодня в среднем не более 6 процентов. Для всеобщего понимания: зола примерно вполовину дешевле, чем песок, который используется в дорожном строительстве сейчас. Большая его часть, как известно, добывается на Иртыше, что чревато обмелением реки, усугублением проблем экологического характера. А в это же время золы у нас – девать некуда!
Хотя – стоп. Уже другой губернатор, теперь Александр Бурков, начинает раскручивать тему строительства дорог с использованием золошлаковых отходов – и все о промышленных возможностях региона и с тем же результатом. Постановление Совета Федерации, получается, всерьез воспринимать не будем. В нем, кроме пожеланий и «хмурости бровей», нет ничего. Поэтому и молчит региональный агитпроп о конкретном решении экологических проблем, порожденных ТЭЦ.
В этой ситуации я не знаю – смеяться или плакать, когда читаю об очередных «победах» и «пилотных проектах» омской власти. Вызывает сомнение и возможность реализации в целом Постановления Совета Федерации без должного финансирования.
Боюсь, что проблема тех же золошлаковых отходов через десять лет останется для Омской области суперинновационной.
Евгений ЛУЩИКОВ.