После оккупации Австрии гитлеровскими войсками вблизи тихого, уютного Маутхаузена началось строительство очередного нацистского концентрационного лагеря смерти. На документах узника, который попадал сюда, имелась зловещая пометка: «Возвращению не подлежит».
Отсюда не вернулись 122 667 узников. Среди них 32 180 – советских военнопленных. Перед окованными железом воротами Маутхаузена возвышается монумент. Из крупного массива благородного белого мрамора, точно из ледяной глыбы, вырастает исполинская фигура воина. На темной широкой гранитной плите пьедестала высечено на двух языках – русском и немецком. «Дмитрию Карбышеву. Ученому. Воину. Коммунисту. Жизнь и смерть его были подвигом во имя жизни».
Легендой, примером доблести и героизма стал бессмертный подвиг советского генерала. Подвиг во имя жизни. И живущие на земле должны помнить как священную заповедь настойчивое напоминание Карбышева: «Главное – не покоряться, не пасть на колени перед врагом!» И еще – его последние слова: «Бодрее, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество вас не покинет!»
Все знакомые офицеры находились под обаянием его личности, потому что общение с этим умным, обаятельным и всесторонне образованным генералом обогащало их. Сын военного чиновника из Омска (и выпускник Сибирского кадетского корпуса), он еще до революции за ратный труд и храбрость был награжден высшими наградами: Владимира, Анны, Станислава. Позже он скажет: «Я, бывший кадровый офицер, служил не царю, а Отечеству, и остался Отечеству верен».
Однако удачно начатая военная карьера неожиданно прерывается: в 1906 году Дмитрий Михайлович был уволен в запас. Поводом послужил суд «общества офицеров» – за агитацию среди солдат. Но страстное желание получить академическое образование снова привело его в армию. В1908 году за 25 дней молодой офицер сдал 23 экзамена в Николаевскую военноинженерную академию, получив высшие оценки. А в 1911 году ему как лучшему выпускнику было дано право первым выбрать себе место для дальнейшего прохождения службы. Отказавшись от многих престижных предложений, он выбрал БрестЛитовск, где руководил строительством фортов старой крепости, которой суждено было встретить фашистские орды, вероломно напавшие на Родину в 1941 году.
Почти четверть века отделяют беспримерный подвиг защитников Брестской крепости от того дня, когда Карбышев, 37летний инженер, подполковник, вступил в только что созданную Красную Армию… Затем Карбышев работает в штабе Вооруженных сил Украины и Крыма. Ему посчастливилось знать Чапаева и Фурманова, работать с Куйбышевым, Блюхером. Затем генераллейтенант инженерных войск, профессор, доктор военных наук Карбышев преподавал в Военной академии имени Фрунзе и в Военной академии Генштаба. Он – автор многих научных трудов.
Война застала Дмитрия Михайловича в Гродно. В августе 1941 года он был тяжело контужен и попал в плен. Хаммельбург, Флоссенбург, Майданек, Освенцим, Заксенхаузен, Маутхаузен – в какой бы ад ни бросали «старого большевистского генерала», отвергнувшего неоднократные предложения рейха о сотрудничестве, везде он без страха противостоял фашизму, своим примером и мужеством поддерживал других…
Автор документальной повести «Генерал Карбышев», бывший военный комиссар одного из инженерных соединений Евгений Григорьевич Решин лично знал генерала и собрал ценные документы и воспоминания друзей, родных героя. Автору довелось видеться со многими бывшими узниками гитлеровских концентрационных лагерей – с теми, кто боролся рядом с Карбышевым в фашистском плену. Они передавали автору свои записки и поражались его несгибаемой натуре.
Старшая дочь генерала Елена Дмитриевна рассказывала автору: «Папа был большим оптимистом, веселым, жизнерадостным человеком, любящим и понимающим шутку и умеющим остро, но беззлобно посмеяться над кемнибудь из своих друзей или знакомых… У него долго хранилась газета «Фрунзенец», в которой была помещена его фотография с надписью: «Наш военкор Д.М. Карбышев выбивает 66…» Папа хорошо знал французский и немецкий языки. Когда ему было около 60 лет, он начал изучать английский язык».
Руководитель антифашистского подполья советских узников Маутхаузена Валентин Иванович Сахаров оказался очевидцем гибели Д.М. Карбышева: «Место, где в течение двух суток пытали генерала Карбышева, было оцеплено отрядом эсэсовцев и пожарнополицейской командой. У пулеметов над воротами даже днем дежурила охрана. Заключенным запрещалось выходить на аппельплац… Ночью после горячего душа генерала Карбышева вывели во двор. Стоял двенадцатиградусный мороз. Из брандспойтов ударили перекрещивающиеся ледяные струны. Карбышев медленно покрывался льдом.
– Бодрей, товарищи, думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас, – сказал он перед смертью, обращаясь к узникам Маутхаузена…»
Имя легендарного генерала бессмертно. О нем написаны книги. Он воспет поэтами. О нем сложены песни и легенды. Живописцы запечатлели его образ на художественных полотнах, скульпторы – в памятниках. Бороздит океаны мощный наливной танкер «Генерал Карбышев». Транссибирские экспрессы, пассажирские и грузовые поезда останавливаются на своем пути у станций Карбышево I и Карбышево II, неподалеку от Омска. Имя генерала с честью носили многие бригады фабрик и заводов страны… Академия наук СССР вынесла решение 1 сентября 1977 года – почетное свидетельство о присвоении названия малой планете под №1959, открытой советскими астронавтами, которая получила название в честь Дмитрия Михайловича Карбышева.
Подвиг Карбышева будет сверкать как путеводная звезда грядущим поколениям людей всей планеты, жаждущим мирного труда и всеобщего счастья.
Борис ЯГУБОВ.