В России много хороших, социально направленных законов и федеральных программ. Однако чиновники упорно стараются найти лазейки, чтобы минимизировать расходы по этим программам. Проще говоря, если кого-то из претендующих на помощь от государства есть возможность кинуть – обязательно кинут. Вместо того чтобы помочь людям получить причитающееся по закону, стараются «отшить».
КОНКРЕТНАЯ история. Дом №4 по улице Желиховского, что в Привокзальном поселке, признан аварийным в 2012 году. В 2022-м наконец-то началось расселение собственников «квадратных метров». Практически все получили новые квартиры по программе «Расселение ветхого и аварийного жилья». В настоящий момент большая часть бывших обитателей дома справила новоселье, остальные находятся в процессе оформления документов и переезда. Местная УК уже «списала» дом из реестра обслуживаемых, подготовкой его к зиме не занималась. Мало того: отказывается включать идущую через него ветку теплоцентрали, хотя через нее запитаны еще четыре одноэтажных частных дома. То есть «списание» одного многоквартирного приводит к отказу от предоставления услуги отопления еще нескольким клиентам в других, не аварийных домах. Но это так, мимоходом, как показатель отношения любых «контор», хоть частных, хоть муниципальных, к интересам людей.
Разъехались практически все, кроме семьи Юрия Ивановича Барабашова. Его ситуация – это тот самый «особый случай», который чиновники используют, чтобы не брать на себя ответственность.
Юрий Иванович никогда не участвовал в приватизации жилья. Так получилось. В 90-е годы он с первой женой и сыном жил на съемной квартире. Потом произошла трагедия: его жена умерла вторыми родами. Мужчина остался один с двумя малолетними детьми. Понятно, что работать, поднимать детей и платить за аренду было трудно. Тогда Юрию Ивановичу помогли. В 1999 году администрация Ленинского района выделила ему комнату в коммуналке – в доме №4 на Желиховского.
Сейчас чиновники департамента жилищной политики администрации города утверждают, что комната площадью 22,6 кв. метра была предоставлена на основе договора предоставления маневренного жилого фонда сроком на один год, договор был продлен до сентября 2002 года и более не продлялся. Видимо, это связано с тем, что в 2002 году Юрия Барабашова поставили на очередь на улучшение жилищных условий. Дескать, нашли решение вопроса. Однако даже сегодня его очередь – 9015-я. Еще раз буквами – девять тысяч пятнадцатая! И за 20 лет не продвинулась. То есть у нас в Омске существует более девяти тысяч семей, которые уже 20 лет по тем или иным параметрам могут претендовать на помощь государства в улучшении жилищных условий и ждут, когда до них дойдет очередь. Вообще же в очереди людей гораздо больше, но то, сколько человек оформили документы после Юрия Ивановича, я уточнять не стала.
Одна беда: в документах, полученных Юрием Ивановичем при вселении, ни о каких сроках речь не шла. То есть он был уверен, что договор на предоставление жилого помещения бессрочный. И некоторое время семью никто не беспокоил. Наверное, потому, что претензий на комнатку в коммуналке никто не имел. В администрации, похоже, просто забыли о таком «объекте муниципальной собственности».
Правда, по закону закреплять за жильцами квартиру чиновники тоже не стали. Шло время. Юрий Иванович женился вторично. Галина Николаевна Кирилюк помогала воспитывать младшего ребенка. Но все попытки Юрия Ивановича приватизировать комнату натыкались на отказ администрации. Дескать, муниципальный маневренный фонд, нельзя. У Галины Николаевны своей квартиры тоже нет, но прописаться ей вместе с мужем не удалось. Несмотря на такое «подвешенное» состояние, более 20 лет супруги прожили в этой коммуналке.
Как было сказано выше, в 2012 году дом был признан аварийным. Начался новый виток хождения по кабинетам и попыток как-то легализовать свои права на жилье. Юрий Иванович пошел со своим договором о предоставлении жилого помещения маневренного фонда в Ленинскую администрацию с просьбой предоставить ему другую квартиру взамен аварийной. Оказалось, что в администрации документы на квартиру… просто потеряны. Юрий Иванович обратился в суд и неожиданно выиграл его. Суд первой инстанции обязал Ленинскую администрацию предоставить семье неаварийное жилье. Однако чиновники обратились в вышестоящий суд с апелляцией, и… семье Барабашова отказали в их требованиях.
СУДЫ длились более четырех лет. Но с самого начала тяжбы, с обращения в суд, на семью началось психологическое давление. Звонили из администрации: «Освободите помещение!» Грозили судом. Но куда выселяться? На улицу? Младшему сыну Юрия Ивановича тогда не исполнилось 18 лет… Видимо, чиновники рассчитывали на то, что у людей просто не выдержат нервы, и они, плюнув на свои права, начнут решать жилищные проблемы за свой счет.
Все обращения в администрацию наталкиваются на глухую стену чиновничьего равнодушия. Или просто на неумение разговаривать с людьми. Так, в ответе директора департамента жилищной политики г. Омска О.Ю. Парфеновой цитируется ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, в которой перечислены категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. К ним в первую очередь относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. То есть семья Юрия Барабашова имеет право не ждать свою девять тысяч пятнадцатую очередь. Однако, как следует из ответа той же Парфеновой, документов, подтверждающих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, Юрий Барабашов… не предоставил. Поэтому, дескать, правовые основания для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди у администрации города Омска отсутствуют.
То есть в департаменте, с одной стороны, прекрасно знают, что дом – аварийный, на этом основании собственников жилья в нем расселяют. С другой стороны – не знают, что квартира, относящаяся к «маневренному фонду», находится в аварийном доме? Вообще-то, собственник должен иметь хотя бы общую информацию о том, в каком состоянии находится его собственность…
Интересная формулировка чиновничьего ответа и по поводу того, что «нуждаемость в жилом помещении» Юрий Барабашов «не подтверждал с 2013 года». То есть судебные тяжбы по поводу требований предоставить жилое помещение и признание судом первой инстанции этой самой «нуждаемости» – это не подтверждение?
Сегодня жить в старом аварийном доме, из которого разъехались практически все жильцы, а управляющая компания отказывается обслуживать, практически невозможно. По ночам в пустые квартиры забираются бомжи. В управляшке грозят со дня на день отключить свет и воду.
Семья Юрия Барабашова обратилась к помощнику депутата Омского горсовета Виталию Шанцеву. Тот помог составить обращение в департамент жилищной политики администрации города, на которое и был дан весьма странный ответ. Следующий шаг – обращение в прокуратуру.
Несмотря на «зазор» между законами, логика законодательства требует признания права квартиросъемщиков на предоставление другого жилья. А то собственники квартир в аварийных домах права имеют, а квартиросъемщики, оказывается, нет?
И ЕЩЕ один аспект этой истории. Город должен иметь не только «маневренный фонд», но и достаточно большой объем жилья для социального найма. «Советский» жилой фонд постепенно ветшает. Программа «Расселения аварийного и ветхого жилья» худо-бедно работает, но в ней все время обнаруживаются такие вот «особые случаи». Рынок аренды жилья – «теневой», арендатор, как правило, не имеет никаких прав. К тому же платить 10-15 тысяч в месяц даже за «однушку» могут далеко не все семьи. Что дальше? У нас – не Калифорния, где бездомные могут жить в палатках на улицах. Климат не тот. В Северной Европе и Канаде – странах с близким к нашему климатом – система социального найма от муниципалитета существует давно и довольно широко практикуется. У нас же «советское наследие», приватизированное людьми, позволяет чиновникам пока не думать о том, где завтра жить людям, чей доход не позволяет купить квартиру.
С другой стороны, наличие жилья, передающегося муниципалитетом в социальный найм, помогает решить кадровые вопросы муниципальных предприятий и организаций. Заработная плата у сотрудников школ, детских садов, библиотек, учреждений культуры, общественного транспорта, городского хозяйства в большинстве случаев такая, что они не имеют возможности брать ипотеку. Ее им просто не дадут. Они неплатежеспособны. В селах с этой проблемой столкнулись давно. Говорят: «Мы можем пригласить работать в школу выпускника пединститута. Ставки есть. Но куда мы его поселим? У нас квартир нет».
Однако наличие такого жилого фонда налагает на администрации города и округов те обязанности, которые вменяются собственнику. Сколько раз уже писали о конфликтах из-за нежелания муниципалитета оплачивать ОДН за те помещения, которые расположены в многоквартирных домах, но находятся в собственности города! Если это жилье, то платят жильцы. Хотя должен – собственник. А если это – библиотека или клуб? А уж о каком-то ремонте, который должен делать собственник, и речи не идет!
Чтобы решить эту проблему, нужна муниципальная управляющая компания, в которой хотя бы не теряют документы на муниципальные квартиры. Ну а пока нужно хотя бы человеческое отношение чиновников к таким вот «особым случаям».
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.