Каждый регион получил свою разнарядку, исходя из численности населения. Учитывая, что у нас в области проживают около двух миллионов человек, мобилизовать должны более 4 тысяч. Впрочем, власти конкретные цифры не называют, ограничиваясь размытой формулировкой «несколько тысяч».
Уже 22 сентября полетели повестки о мобилизации по адресам. И тут выяснилось, что военкоматы, не выполнявшие более 70 лет подобные задания (да что мобилизация – уже давненько нет практики призыва военнообязанных, находящихся в запасе, на переподготовку), оказались не готовы к такому развитию событий, в результате повестки получили и многодетные отцы, и инвалиды, и онкобольные, и достаточно возрастные «солдаты и сержанты», которым уже далеко за сорок.
Дело дошло до того, что президенту Владимиру Путину пришлось собирать заседание Совета безопасности РФ и еще раз напоминать генералам, что мобилизация касается только отслуживших в армии мужчин, имеющих военно-учетную специальность и боевой опыт, плюс проходящих по возрасту. И, конечно же, по состоянию здоровья.
После этого наш губернатор Александр Бурков признал ошибки организаторов проведения частичной мобилизации, в связи с чем создан региональный Консультативный центр под контролем областных министерства региональной безопасности и региональной политики. Если сначала омичей интересовали общие вопросы – на кого распространяется частичная мобилизация, то теперь стали поступать жалобы, связанные с конкретными ситуациями.
Мы переговорили с одним работником военкомата, который предпочел остаться «неизвестным солдатом». И пришли к выводу, что не надо так уж огульно винить военкоматы. Они – порождение времени и тех условий, в которых работали последние тридцать лет. С одной стороны, военкомат – организация военная. Но в ней работают гражданские. Предыдущий министр обороны, который был до Шойгу, «реформировал» не только Вооруженные силы, но и военные комиссариаты, отвечающие не только за призыв, но и мобилизацию – решил вывести военных за штат. Поэтому в комиссариатах работают вольнонаемные. Обычно сюда идут работать люди с военным опытом, но уже в годах.
Система-то работает, но она регулируется только по одному показателю: сколько призвано в войска людей. Все остальные показатели не принимаются в расчет!
Поэтому остальное постепенно начинает выходить из-под контроля. Та же цифровизация. Это когда все-все стараются перевести в цифру. В военкомате тоже совершают такие судорожные попытки, но пока эта система работает через бумагу. Вот, например, в больнице врач заносит информацию в компьютер, а для военкомата берет специальный военкоматский бланк – только на нем можно дать показания о призывнике. С компьютера на бланк переписывает данные своим знаменито-прекрасным врачебным почерком. Отдает призывнику. Тот радостный бежит с бумажкой в военкомат. Там ее берет сотрудник и с этой бумажки перебивает в компьютер.
Такая «оперативность» и определяет большое количество хворых мобилизованных.
Сюда еще бы приплюсовать тот момент, что сборы солдат и сержантов запаса на переподготовку хоть на неделю всегда встречались нашим бизнесом в штыки, и поэтому у военкоматов четкого представления о физическом состоянии мобилизованного нет. Вот для этого и существуют сборные пункты. В нашем регионе – на базе Омского автобронетанкового института разбит палаточный городок, работает медицинская комиссия, определяющая состояние здоровья будущего бойца. И если накормить мобилизованных – вопрос решаемый на раз-два, то разместить их под крышей, в теплых казармах, – места не нашлось. Одно успокаивает, что армейские палатки рассчитаны на более низкие температуры.
Частичная мобилизация показала, что Россия в очередной раз оказалась не готова к ней. Будущие солдаты все получают по минимуму, в рамках норм пятидесятилетней давности. Именно поэтому своих воинов собирают на войну – как столетиями ранее, казачьи части при царе батюшке – всем миром. Ресурсный центр развития добровольчества объявил о сборе помощи мобилизованным и их семьям. Сейчас формируются индивидуальные наборы для будущих солдат. Все желающие могут внести свой вклад и передать такие необходимые вещи, как термобелье, носки, балаклавы (подшлемники), рюкзаки, спальные мешки и многое другое. Также в комплекте бойца должны быть медицинские принадлежности: жгуты, бинты, лекарства от часто встречающихся заболеваний.
Наборы для мобилизованных омичей формируются в центре сбора гуманитарной помощи (ул. Красный Путь, 9, каб. 118). Часы работы: со вторника по пятницу – с 15.00 до 19.00, в субботу – с 10.00 до 14.00, воскресенье и понедельник – выходной.
Евгений ПАВЛОВ.