На легендарном судостроительном предприятии города на Неве – «Адмиралтейских верфях» около сотни рабочих прямо на территории завода отказались от выполнения своих обязанностей, скандируя «Будут деньги – будет работа!», тем самым требуя выплатить задержанную зарплату.
Забастовка с полной остановкой работы продлилась совсем недолго, однако вызвала серьезный общественный резонанс и привлекла внимание не только СМИ, но и правоохранительных органов.
Причин такого внимания несколько. Отчасти оно вызвано тем, что слово «забастовка» стоит рядом с названием «Адмиралтейские верфи» – одним из старейших судостроительных предприятий России, первым промышленным предприятием Санкт-Петербурга, основанным практически одновременно с самим городом. Даже короткая забастовка дала сигнал о неблагополучии на легендарном заводе. И это в год празднования юбилея Петра Первого, помпезно отмеченного как властями города, так и на федеральном уровне!
Кроме того, «Адмиралтейские верфи» входят в состав «Объединенной судостроительной корпорации». То есть забастовка – и не чья-то, а промышленных рабочих — произошла не в частной лавочке хапуги-олигарха или буржуя помельче, а на предприятии-подразделении российского государственного судостроительного холдинга, сто процентов акций которого принадлежат Российской Федерации.
«Рабочие не наши!»
«Рабочие «Адмиралтейских верфей» получают заработную плату в полном объеме и без задержек, в установленные коллективным договором сроки», – поспешили заверить общественность в пресс-службе предприятия.
Действительно, согласно открытой информации, именно рабочие организации акционерного общества «ЭлектроРадиоАвтоматика» (сокращенно «Эра»), получившего подряд от судостроительного предприятия «Адмиралтейские верфи», пошли на крайнюю меру – забастовку, требуя законной зарплаты и встречи с руководством.
Однако дальше сценарий повторился! На этот раз уже руководство акционерного общества «ЭлектроРадиоАвтоматика» заявило, что у компании нет долгов перед своими сотрудниками, а деньги рабочим должны контрагенты, которые ему – руководству акционерного общества «Эра» – неизвестны. Дескать, выясняют.
К слову, контрагентом можно назвать любое физическое или юридическое лицо, с которым был заключен договор. Где он сейчас, этот подрядчик, не выплативший зарплату рабочим?
Целесообразность или выгода?
Зачем такие сложные цепочки, если на выполняемые сотрудниками подрядчика работы можно взять штатных работников? Причин несколько. Например, монтажные работы на высоте. Для их выполнения надо иметь специальное оборудование, снаряжение, аттестацию для рабочих, разрешение для фирмы. Будет странно, если для этих целей даже крупное предприятие станет содержать специальную бригаду, когда заводу надо, условно говоря, два раза в год покрасить крышу.
Но разумные решения на благо производства в условиях российского капитализма – скорее исключение. Зачастую, например, предприятие-заказчик годами кормит подрядчика в то время, когда операции, на которые заключен договор, могут выполнять свои штатные сотрудники. Но у подрядчика рабочие могут трудиться на куда более скромных условиях. И бригада, скажем, из 10 человек может обойтись значительно дешевле, чем той же численности, но составленная из своих, штатных, рабочих. Во-вторых, если штатного сотрудника уволить не так-то просто, то с рабочим подрядчика попрощаться сравнительно легко: достаточно так составить договор с ним, чтобы его можно было без проблем расторгнуть.
К тому же и коррупционных схем, которыми можно воспользоваться с подрядными организациями, множество. Слово «откат» в современной капиталистической России по-прежнему для многих наполнено, если можно так выразиться, большим содержанием. И договор подряда между заказчиком и подрядчиком зачастую имеет именно такое содержание. Если владелец подрядной организации заключает договор на проведение определенных операций, нанимает за копейки рабочих, то он может получить выгоду от заказа и быть за это очень благодарен, а руководство предприятия-заказчика в свою очередь сэкономит на рабочих.
Договоры с подрядными организациями практиковались и в советский период нашей истории, но надо понимать, что тогда решения принимались специалистами высокой квалификации в целях наиболее качественного выполнения технических задач. В то время как сейчас извлечение прибыли как явной, так и теневой ставится во главу угла и решения принимаются не специалистами-инженерами, а бизнесменами.
Последствия
по-прежнему серьезны
Несмотря на то что в последние годы трудовое законодательство постоянно менялось не в пользу работника, задержка заработной платы до сих пор является серьезным преступлением. Работодатель может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности. Уголовная ответственность предусмотрена статьей 145.1 УК РФ и может повлечь за собой наказание, в том числе в виде принудительных работ на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до одного года. Законом предусмотрена и материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы, и она предполагает не только возмещение не полученного работником заработка, но и выплату денежной компенсации.
В свою очередь право на забастовку предусмотрено статьей 142 Трудового кодекса. На нее работник имеет полное право в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней. Тогда, известив руководителя в письменной форме, сотрудники могут приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
Забастовка продолжается.
Что дальше?
Наличие многих подрядных организаций дробит рабочий класс на множество разобщенных маленьких коллективов даже в рамках и на территории одного предприятия. Это необходимо учитывать коммунистам в своей работе по просвещению и организации рабочего класса, открывая трудящимся глаза на то, что их проблемы – это звенья одной капиталистической цепи, которую предстоит разорвать.
Сейчас судостроители вернулись на линии, но трудятся «в замедленном режиме»: забастовка продолжается в виде «итальянской», то есть строго в соответствии с правилами. Однако заводчане предупредили, что если до конца сентября деньги им не поступят, то не исключена голодовка на рабочем месте.
Петр КОРОЛЕВ.
«Правда», №103 и 104.