Регулированием зарплат врачей в регионах, в том числе соотношением постоянной и переменной составляющей, должны заниматься исключительно региональные власти. Также им следует самим искать средства для выравнивания должностных окладов в этой сфере в однотипных учреждениях по одинаковым специальностям.
Об этом, как сообщают информационные агентства, говорится в письме Минздрава в адрес профсоюза работников здравоохранения. Другими словами, прямо как в известной песенке из фильма «Ирония судьбы…», строчка из которой вынесена в заголовок.
Сама эта инициатива связана с запросом профсоюза о порядке начисления доплат медицинским работникам за лечение пациентов с COVID-19. В ведомстве рекомендовали «активизировать работу по совершенствованию систем оплаты труда медработников» и призвали не допускать снижения доли оклада в структуре зарплат ниже 55–60 процентов без учета северных надбавок.
Однако в руководстве профсоюза усомнились в эффективности министерского призыва, поскольку Минздрав уже неоднократно спускал такое требование в регионы, но у большинства из них нет денег на повышение зарплат врачам. Без помощи центра не обойтись.
Как сообщили в связи с этим в руководстве профсоюза медработников «Действие», организация давно пытается прекратить порочную практику, когда зарплата врача зависит от переменных выплат более чем на 10–20 процентов. Однако изменение структуры дохода неизбежно потребует средств, а уместить их в региональные сегменты ОМС не получается.
Однако, как выясняется, и федеральные власти также пока не могут отыскать средства на зарплаты медикам. Предполагалось долю оклада довести до 64 процентов для младшего и среднего медперсонала и до 57 процентов – для врачей. Однако в настоящее время программа отложена как минимум до 2025 года, потому что в федеральном бюджете не нашлось денег на такие цели. Получается какой-то замкнутый круг, когда ни регионы, ни федеральный центр решить проблему не могут, но при этом надеются исключительно друг на друга.
Но вот что любопытно в связи с этим. На фоне якобы столь неразрешимых медицинских проблем, о которых шла речь выше, как-то диссонансом звучат из коридоров власти бодрые заявления о растущих нефтегазовых и других доходах России, что способствует, в частности, наполняемости бюджета страны «нужными темпами». Еще более оптимистично выглядит отдельно взятое заявление главы ФНС Даниила Егорова на его недавней встрече с главой государства о том, что «налоговые доходы консолидированного бюджета страны в первом полугодии 2022-го выросли на 32 процента, то есть на 4,1 триллиона рублей». Напомним также, что почти 1,4 триллиона рублей составил профицит (незапланированный доход) бюджета России только в первом полугодии текущего года.
Упомянутые цифры выглядят весьма впечатляюще. По всему выходит, что деньги-то у государства есть, и деньги немалые! Вопрос лишь в том, куда же их направляют, если не на реализацию самим же государством провозглашенных программ и проектов? К примеру, того самого, о котором речь шла выше, – в области здравоохранения.
Всеволод НАДЕЖДИН.
«Правда», №99.