Красный путь
Красный путь

Мина замедленного действия Прошли августовские конференции работников образования. Учителям «выложили» все сюрпризы нового учебного года. Учителям «выложили» все сюрпризы нового учебного года.

Ключевой темой Всероссийского августовского онлайн-педсовета стал переход на обновленные ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) с 1 сентября. Но обсуждение не заканчивается. И вот почему.

Новых учебников нет

Начиная с 2004 года, российскую среднюю школу подгоняют под новые ФГОС уже третий раз подряд. Как теперь заявлено, эти стандарты обеспечивают «личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эсте­тическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание». Этих ФГОС два – начального (НО) и основного общего (ООО) образования – значит учат «по-новому» сразу в первых и пятых классах. Упор делается на практическое применение знаний. Поэтому уже в младших классах могут появиться уроки финансовой грамотности и нечто им подобное.

Федеральный перечень учебников скорректирован. Из него исключили 900 пособий, включили новые, соответствующие сегодняшним стандартам, в том числе учебники для учеников с ОВЗ, а также по национальным языкам народов России – алтайскому, адыгейскому, татарскому, чувашскому. Эксперты по-разному относятся к сокращению федерального перечня: одни считают, что это не влияет на качество образования, другие – наоборот.

Интересно другое. Когда педагоги бросились составлять новые календарно-тематические планы, они, как уже привыкли, обратились к онлайн-сервису «конструктор рабочих программ». И в соцсетях пошли вопросы: «Нужно составить рабочие программы на 1 класс по новым ФГОСам, у нас «Перспектива», но в конструкторе нет никакого разделения на «Перспективу», «Школу России» и т.д. И что делать?»; «Программа не соответствует учебнику. Совсем». А работать-то нужно в соответствии с ФГОС!

В пятых классах также по всем предметам учебники разом обнулились. Так что начальная и основная школа, скорее всего, начнут 2022 учебный год без учебников. Издательский бизнес проводит сейчас многочисленные обучающие онлайн-занятия, где объясняет, какие главы из прежних учебников соответствуют разделам новой единой программы, что надо исключить и каким материалом дополнить. А также указывают на необходимость переноса в пятый класс некоторых разделов из учебников шестого класса.

Минпрос ничего чрезвычайного в этом не видит. Учителя же возмущаются: можно было разработать и утвердить единые учебники для первого класса, их методическое сопровождение, и только потом внедрять новый стандарт от класса к классу. И почему необходимо на новые стандарты перейти сразу в первом и пятом классах, а как же тогда преемственность начальной и общей школы? В целом, многие педагоги шокированы, например, тем, что дистанционные уроки теперь разрешены даже в первом классе.

Детей отсортируют

Одна из принципиальных новаций – сверхраннее профильное обучение. Уже в основной школе все ключевые дисциплины (согласно стандарту) будут преподаваться на двух уровнях: базовом и профильном (углубленном). «База» – это некий ликбез, имитация обучения. Об этом уже более десятка лет говорят те, кто против ОГЭ и ЕГЭ.

Уже прописано, что базовый и углубленный уровни обучения по некоторым дисциплинам будут вводиться, начиная с 7-го класса. Например, на русском языке – 39 часов на базовом уровне, а на углубленном – 117. На математике базовой – 156 часов, а на углубленной – 234. И так далее. Направлений пять: гуманитарное, универсальное, технологическое, естественно-научное, социально-экономическое. На основе перечня ФГОС школа сформирует профильные классы. К основным – обязательным – предметам старшей школы относятся: история, математика, иностранный язык, физическая культура, русский язык и литература, основы безопасности жизнедеятельности.

При этом никто из реформаторов не подумал о школах малых городов и сел: там для профильного образования нет средств и кадров, и детей в классах не так уж много, чтобы их делить. Поэтому, скорее всего, половина детей страны будут лишены достойного образования. Кроме того, педагоги и психологи подчеркивают: многие дети проявляют таланты по различным предметам гораздо позже – к восьмому – девятому классам.

Кому и зачем нужна эта новация? С 5–7 класса загнать учеников в узкий коридор! Наука педагогика говорит, что в нынешнем меняющемся мире ранняя профилизация категорически противопоказана. У детей необходимо формировать общую культуру, научить думать и учиться, обеспечивая самые широкие возможности для выбора профессии.

Эксперты считают, что в основе нововведений – стремление Минпроса сохранить пресловутые ВПР («всероссийские проверочные работы»). Новые стандарты как раз совмещаются с ВПР. Так что бизнес на детях в Рособрнадзоре будет и далее процветать.

 

Что получим

Вот как комментируют ситуацию педагоги и родители.

– Сначала разные программы, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Дети после 9 класса побежали скорее по колледжам. Если ребенок профильную программу не потянет? Ему после садика на работу идти?

 – Да плевать министрам на детей. Их задача не решать проблемы, а любой ценой снижать расходы на обучение, вот они и подгоняют ФГОС под существующую материальную базу.

– Цель как раз понятна: развалится образование совсем, ибо думающие, образованные, умные люди не нужны государству. Нужно стадо, которое будет выполнять молча приказы и не возмущаться.

– В стране нет потребности в большом количестве образованных людей. Где им работать после школы и института? Если бы ставилась задача провести глобальные изменения в производственной системе страны, то с образования надо начинать. Большевики уже в 1918 году принимали решения и делали школы для всех. Вводили новые программы. Создавали средние и высшие учебные заведения, чтобы было достаточное количество образованных молодых специалистов.

 – По программам средней школы СССР учили всех. Осваивали все. Притом, что уровень был по сравнению с современной школой – фантастический. Что мешает вернуть? И зачем нужен плинтус «базы»?

– Кто-нибудь задумался, что разделение учеников на образовательные уровни таит в себе не только сегрегацию детей, но и коррупционную составляющую?

– Родители – заказчики образовательных услуг, а их мнения никто даже и не спрашивает!!!

 

Программа есть!

Кто «за»?

В 2016 г. КПРФ представила новый законопроект «Образование – для всех». В феврале 2017 г. «Единая Россия» в Госдуме его отклонила. В прошлом году в августе КПРФ вновь выдвинула свои предложения.

Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов отметил: «…За последние десять лет, несмотря на все разговоры, в среднем финансирование образования составляет 3,5%–3,8% бюджета. Хотя его как минимум надо удваивать. Можно разбомбить завод – его восстановят за два-три года. Если же разбомбить образование, это станет травмой для страны минимум на 20 лет, а для человека – на всю оставшуюся жизнь».

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке О.Н. Смолин: «Сейчас выстраивается система образовательной сегрегации. Одна система – для богатых и для самых способных. Другая система – для всех остальных... Но мы категорически против этого. Мы считаем, что качественное образование должно быть доступным для всех. «Незнание – это рабство. Знание – это свобода». Мы хотим, чтобы наши дети и внуки были свободными. И прежде всего свободными от невежества».

11 сентября – единый день голосования. Подумайте, какого будущего вы хотите для детей и внуков и сделайте свой выбор.

Анна ЧАЛАЯ.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех