Побывав в гостях в Санкт-Петербурге, первый секретарь Калачинского МО КПРФ А.Н. Кабакова обратилась к нам с неожиданными вопросами и интересной фотографией.
– Посещение Эрмитажа было обязательным в моей культурной программе, – поделилась Алевтина Николаевна. – В одном из небольших залов я остановилась у портрета В.И. Ленина. Прекрасный, огромный (3х2 метра. – Авт.) портрет Ильича в зале был почему-то один. С большим интересом и ярко выраженным почтением картину рассматривали китайские туристы. Поскольку ходила я по музею без экскурсовода, то обратилась к смотрителю, но пояснить, почему нет других экспонатов, она не смогла, однако сообщила, что с другой стороны живописного полотна (которая обращена ликом в другой зал. – Авт.) можно увидеть портрет Николая II. Полистав книгу отзывов, прочитала такие же вопросы, что возникли у меня и даже гневные фразы: «Хорошо, что хоть одного Ильича нам оставили!». Что же это за загадочная картина?
Ответ на вопрос удалось найти во Всемирной паутине. История, что и говорить, необычная, удивительная.
Ленин на фоне Петропавловской крепости
Этот портрет В.И. Ленина кисти известного художника Владислава Измайловича в советское время украшал актовый зал одной ленинградской средней школы. Надо сказать, что Измайлович в 1890-е годы был известным салонным портретистом и с 1898 года преподавал рисование в Петровском коммерческом училище, которое после Великой Октябрьской революции стало 23-й Советской единой трудовой школой (с 1940 г. – школа №206). С 1918 по 1925 год Владислав Матвеевич работает директором этой школы. Революция провела резкую границу в творчестве мастера: стилистически и тематически его произведения отличаются значительно. Уже в 1918 году художник пишет портрет Ленина по одной из известных фотографий. Он также рисовал портреты Кирова, Ломоносова, Калинина, Маркса. И вот в начале 1924 года, когда пришло горестное для всей страны известие о смерти вождя, Владислав Матвеевич, получив социальный заказ, выполнил портрет, который через 100 лет вывел его имя на телевизионные экраны и первые полосы газет и который так впечатлил нашу землячку.
Портрет, так же как и первый, написан по фотографии, но другой – сделанной в октябре 1918 года, когда Ленин впервые вышел во двор Кремля после ранения. Измайлович перенес место прогулки вождя из Москвы в Петроград, получивший 26 января 1924 года имя Ленина. Портрет Владимира Ильича на фоне Петропавловской крепости занял почетное место в актовом зале школы. Ленин «наблюдал» за школьниками со стены актового зала несколько десятилетий, здесь проходили различные мероприятия, линейки и выступления пионеров. Но в 1970 году один из учеников случайно порвал портрет ногой. Дыру внизу картины просто закрыли черной тканью. Постепенно полотно пришло в плохое состояние, и его прикрыли желтым занавесом из ткани. Но, как писали СМИ, в 2010 году директор школы обратилась к подруге-реставратору из Русского музея с просьбой помочь «залатать дыру». Наконец, в 2013 году портрет отправили на реставрацию в художественную академию имени Штиглица. Во время стандартной подготовки к реставрации специалисты сделали удивительное открытие: оказалось, что Ленин на холсте не один.
Последний император в парадном мундире
Картину просветили ультракрасным светом, и стало ясно: на другой стороне – портрет Николая II. Двойной портрет – находка профессора кафедры живописи и реставрации Академии Штиглица Татьяны Поцелуевой. Оказалось, что автор портрета Ильича В.М. Измайлович написал его на обороте парадного изображения последнего российского императора.
Установлено, что портрет в полный рост молодого царя был написан художником XIX века Ильей Галкиным, которому было позволено присутствовать в Зимнем дворце на единственном сеансе позирования царя великому художнику Илье Репину для создания картины. Галкину портрет заказало руководство Петровского коммерческого училища в 1896 году. Предполагают, что во время событий 1917 года Измайлович, преподававший в этом учебном заведении, желая спасти портрет императора, закрасил его черной смывающейся краской. А позднее, получив заказ на написание портрета Ленина, художник, не имея финансовой возможности приобрести необходимых размеров холст, изобразил вождя мирового пролетариата на обратной стороне.
Каковы были истинные причины этого неожиданного и довольно рискованного в условиях того времени поступка, остается загадкой. Портрет Ильича оказался в «царской» раме, оставшейся от портрета императора, с которой лишь сняли монархические атрибуты: корону, скипетр и державу.
– Это поступок опасный, но он нашел надежную защиту. Перевернув холст в 1924 году, художник Измайлович пишет Ленина, и Ленин выступает оберегом, защитой, потому что предположить, что Ленин скрывает за собой Николая II, не могли 70 лет, пока не началась реставрация. И портрет Ленина в этом плане очень символичен – он хранитель того, чье государство он перестраивал. Мы имеем дело с уникальным случаем, в котором два полярных человека соединены вместе, – такой комментарий дал доцент кафедры искусствоведения Академии Штиглица Александр Карпов. Реставраторы выполнили уникальную работу, сохранив на одном холсте оба изображения, пострадавшие от времени и хранения. Для двусторонней картины разработали специальную раму. Первоначально оговаривалось возвращение портрета в школу, но после таких открытий и сложной затратной реставрации в спор за обладание уникальным двойным портретом вступили несколько государственных музеев. В 2017 году портрет попал в Эрмитаж на выставку, посвященную 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции, и судьба его была решена, он вошел в экспозицию музея.
О судьбе художника
Владислав Матвеевич Измайлович (1872–1959) был талантливым педагогом и практически всю жизнь преподавал рисование и живопись в разных учебных заведениях. Интересно, что у него довелось учиться Аркадию Райкину. Во время Великой Отечественной войны супруги Измайлович оставались в блокадном Ленинграде. Мария Николаевна работала уборщицей, а Владислав Матвеевич – в Доме ученых. Он организовывал доставку продуктов для ученых, страдающих дистрофией, а еще работал в институте переливания крови, сам сдавал кровь. При этом выезжал на фронт, для создания портретов Героев Советского Союза, написал несколько портретов, рисовал на военные темы, писал картины, посвященные донорам.
Татьяна ЖУРАВОК.
Фото из архива А.Н. Кабаковой и из интернета.