– Нам важно, чтобы деятельность человека, посвятившего свои исследования нашему краю, стала известна как можно большему количеству людей – это и есть просвещение, – рассказывает Галина Ивановна Михеева, руководитель отряда, педагог Азовской станции туризма, учитель химии и биологии Роза-Долинской основной школы. – Популяризация науки нужна и взрослым, и детям. Нынче героями, увы, стали звезды эстрады, а не ученые. Для многих ребят такой поход становится мотивом к учебе и выбору профессии. Взрослым тоже немаловажно расширять кругозор – тут на помощь приходят средства массовой информации. Мы старались точно повторить маршрут Палласа. Это непросто – много сел и деревень, им упоминаемых, не сохранились, либо переименованы, либо названия их искажены. Для этого потребовалась большая подготовительная работа, изучение документов. Впрочем, как и для всего остального. Так же как знаменитый ученый, ребята изучали флору и фауну, брали пробы грунта, встречались с людьми, чтобы познакомиться с традициями и культурой, делали фото и видеосъемку … Результат наших исследований – научные работы, с которыми дети выступят на конференциях. Все они занимаются в туристическом кружке, а поход – это практические навыки выживания. Именно так, на практике, и воспитывается любовь к родине, когда ее ощущаешь, познаешь и меняешь. Ведь наше главное правило – оставь территорию после себя чище, лучше, чем она была, когда на нее ступила твоя нога.
Галина Ивановна работает в школе почти 40 лет, и столько же водит детей в экспедиции. Походы бывают и не столь дальними – вместе с педагогом дети сажают деревья в родном селе, чистят лес и котлован в его окрестностях. Именно Галине Ивановне и ее детям принадлежит идея «Березового форума» – научной конференции детей под открытым небом. В 2012 году они решили спасти чахнувшую рощу рядом с Розой-Долиной, но не могли понять, что делать, и вместе с областным Институтом развития образования пригласили ровесников-исследователей. Теперь новая модель научного форума, включающая в себя и практику для ребят, и науку для педагогов, стала в регионе ежегодной.
На этот раз идею подхватила Азовская станция туристов, сумевшая найти спонсоров, и Омское отделение Русского географического общества – в экспедиции приняли участие ученые, обеспечившие научный подход к увиденному. А увидели ребята немало, судя по тому, что каждый вечер записывали в своих дневниках. Их маршрут лежал почти через всю область – прошли через шесть районов.
Встречали ребят как настоящих ученых. В селе Мангут Называевского района, где находится комплексный заказник, их приветствовал глава сельского поселения. Педагог на пенсии Лидия Дмитриевна Малькович, автор-составитель книги «Сойду на станции Мангут», организатор и оформитель музейной комнаты, взялась провести экскурсии по селу и его окрестностям. Михаил Нагорный, бывший главный агроном хозяйства, рассказал о прошлом и будущем мангутской земли, продемонстрировав сельскохозяйственные карты 1961 года. Подарил на память старинные монеты 18 века, найденные в земле – здесь проходил Великий шелковый путь, древняя караванная дорога, по которой везли на продажу ткани, пряности, золото… Местный предприниматель и фотограф Ирина Нагорная подарила на память несколько своих работ. Егерь Евгений Козлов рассказал, что за последние 4–5 лет практически исчезла лысуха, стало очень мало утки, зато расплодилась енотовидная собака. По дороге к месту обитания бобров ребята обнаружили лежбище медведя. Как строят хатки бобров, изучили наглядно и досконально. В своих походных дневниках дети писали: «сегодня научились различать тропы медведя, косули и бобра, пользоваться атласом-определителем, прочитали дневниковые записи Палласа, впервые читали на старорусском языке…»
Даже кандидат ветеринарных наук Борис Юрьевич Каасал, старший научный сотрудник Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, сделал для себя немало открытий:
– Увидел у участников экспедиции искренний интерес к происходящему. Утверждаюсь во мнении, что при увлекательной деятельности коллектив сплачивается быстро. После общения с местными краеведами получил подтверждение народной мудрости «Где родился, там и пригодился». Наблюдал трансформации в природе, произошедшие в 2016 году в сравнении с предыдущими годами. Их анализ позволит познать, как изменяется природа.
Встреч и впечатлений было еще немало – обследовали, например, озера Крутинского района, где самая северная в мире колония пеликанов, обсудили с рыбозаводчиком, как сделать их лучше. В Ямане Тюкалинского района фермер разрешил покататься на верблюдице. Конечно, увидели и печальное – Исилькульский район, например, с момента весенних паводков до сих пор подтоплен, остались невозделанными огороды – по огромным лужам расселились водоплавающие птицы. Сельское хозяйство во многих поселениях распалось, фермерские хозяйства развалились, бывшие пашни деградировали, заросли травой.
Интересно, что чем дальше, тем больше среди научных дневниковых записей встречаются такие: «радуюсь жизни», «восхищаюсь природой», «мне здесь нравится», «хороших людей много». Розадолинцы выяснили, что по пути Палласа можно проложить интересный туристско-исторический маршрут. Может быть, это и есть главный результат экспедиции – дети увидели другими глазами землю, на которой живут, поняли, что в их силах сделать ее лучше. Дело за взрослыми.
Наталья ЯКОВЛЕВА.
Фото из архива экспедиции.